![]() История Передней Азии от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953-561 гг. до н.э.) - ч2.
Народ и государство Ассирийское.Итак, в половине VII в. до н. э. Ассирийское царство стояло в полном блеске своего могущества. То было первое великое царство, основанное на завоеваниях, - первое известное так называемое мировое государство, созданное усилиями целого ряда воинственных и необычайно деятельных государей. Эти государи распоряжались силами своего народа. Любопытной характеристикой является то, чти в оставленных ими надписях они всюду говорят от своего имени и в первом лице. Силы их народа были превосходно организованы и подчинены воле своего государя; исполнительная власть была необычайно быстродействующей. Надписи в совершенно определенных числах дают цифру убитых в сражении и взятых в плен или выведенных из отечества на поселение в Ассирии. На высеченных в камне изображениях видно, как царские писцы записывают необходимые им сведения на кожаных полосах, а в одной из громадных груд мусора на месте развалин Ниневии найдены не только донесения полководцев царю и отчеты ему различных правителей, но и такая громада писаных таблиц, что её с некоторым основанием называют библиотекой или архивом Ашшурбанапала. Этот царь, по-видимому, более чем все другие выказывал склонность к мирной государственной деятельности. Особенно хорошо были устроены военные силы ассирийцев, и ассирийские цари особенно заботились об укреплении городов, а особенно своей столицы Ниневии, против всякого нападения извне. Племя было воинственное, ассирийское войско превосходно. Из слов пророка Исайи нетрудно понять, какое впечатление производили постоянная готовность ассирийского войска к войне, его быстрые и верно направленные движения. Пехота была хорошо вооружена, воинские одежды покрыты нашитыми на нее стальными панцирями; конусообразные шлемы или железные колпаки прикрывали голову, защищая череп от боковых ударов большими железными лопастями; ноги были прикрыты наколенниками или же защищены чешуйчатыми штанами; наступательным оружием были копье и короткий меч на перевязи. Рядом с тяжеловооруженной пехотой видны легковооруженные стрелки и пращники, а также достаточное количество конницы. Разнообразны военные картины и на ассирийских стенных изображениях: парады, лагерные сцены, переправы через реки, осада и защита городов, тараны и метательные машины в полном ходу. На других изображениях - различные моменты битвы - отряд пехоты, у которой первый ряд коленопреклонен и копья выставлены вперед, второй ряд держит копья несколько прямее, а через оба передние ряда стрелки третьего ряда пускают тучи стрел. Местами изображения передают и момент победы: побежденные, умоляя о пощаде, в отчаянии ломают руки; головы убитых приносят полководцу, который помечает их число. Ассирийцам досталась на долю культура, существовавшая уже в течение тысячелетий и завещанная семитам долины Тигра и Евфрата, по всей вероятности, несемитским племенем. Затем культура эта была несколько развита ассирийцами и осталась у них в полном застое. В пластике эти восточные семиты пошли дальше египтян: в изображаемых ими фигурах больше оживления и меньше натянутости в формах. В водяных сооружениях и в астрономии, развившейся из астрологии, а равно и в некоторых областях производства предметов роскоши, восточные семиты сделались даже учителями Запада, и вавилонские весы и меры, вследствие временного преобладания их торговли, распространились и на Восток, и на Западе. В общем же эта культура носит на себе характер культуры чисто внешней и преимущественно практической: то, что известно из их литературы, не блистает глубиной внутреннего содержания. Вторжение скифовПотрясение грозного Ассирийского царства произошло совершенно случайно. Скифские пастушеские, воинственные племена неизвестного происхождения [Геродот дает общее название скифов племенам, обитавшим по прибрежьям Понта Евксинского (Черного моря) от устья Дуная до устья Дона. Поселения их шли далеко (на 10 дней пути) и в глубь страны, на север. Называя скифов одним народом, Геродот подразделяет их на много племен и тем уже вынуждает думать, что слово скифы было скорее названием собирательным. Само слово скиф и те слова скифского языка, которые сохранил Геродот, ещё не исследованы достаточно: их разбор принадлежит будущему филологической науки.], жившие по берегам рек, текущих с севера в Черное море, побуждаемые голодом или жаждой добычи, вдруг устремились с севера на области, входившие в состав Ассирийского царства. ![]() Статуя крылатого быка из дворца Саргона II. Не довольствуясь тем, что могла дать их алчности Мидия и бедные горные страны, скифы огненным потоком устремились оттуда в плодоносную долину рек Тигра и Евфрата, все предавая огню и мечу. Геродот, близко знакомый с обычаями и нравами скифов, написал о них превосходный очерк, составляющий одну из самых драгоценных и самых любопытных страниц его бессмертного творения. Этот очерк, подтвержденный исследованиями скифских могильных насыпей в степях на юге России, в связи с добытыми там драгоценными памятниками, ныне хранящимися в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, дает довольно полную характеристику скифов. Геродот рисует скифов народом воинственным и храбрым, у которого мужество на войне уважалось так же, как любовь к родине и родным обычаям. Нравы скифов, по его описанию, были суровы и жестоки. Высшим богом у них был бог войны, которому не ставили ни капищ, ни кумиров. Олицетворением грозного божества являлся старый железный меч, водруженный на высоком холме из прутьев. Ему ежегодно приносили в жертву скот и лошадей, а также одного из сотни врагов, взятых в плен на войне. "Возлив вино на голову пленника, - описывает Геродот эти скифские человеческие жертвоприношения, - его зарезают над сосудом, потом несут эту кровь на холм из прутьев и льют ее на меч". Еще более жестокими оказываются военные обычаи скифов: они пьют кровь первого убитого врага, сдирают кожу (скальп) с головы убитого противника и, как трофей победы, вешают на узду своего коня; кожей, содранной с рук врага, обивают колчаны; из верхней части вражеских черепов делают чаши, оправляя их то в кожу, то в золото, и хвалятся ими на пирах перед иноземцами. При заключении союзов и договоров скифы опять прибегают к крови и оружию: "налив вина в большую глиняную чашу, мешают его с кровью заключающих договор, уколов шилом или порезав ножом их тело; потом погружают в чашу саблю, стрелы, секиру (род топора) и дротик. При совершении сего произносят многие заклинания. Потом выпивают чашу и заключавшие союз, и важнейшие из их свиты". Любопытен ещё один обычай, упоминаемый Геродотом именно как обычай народа, страстно любившего войну и всю жизнь проводившего в этой войне, среди привольных степей, лежавших на рубеже Азии, этой колыбели народов. "Ежегодно, - говорит Геродот, - каждый правитель собирает скифов своего округа, растворяет чашу вина, которую пьют все, истреблявшие неприятелей на войне. Не отличившихся военными подвигами старшина этим вином не угощает: сидят они особо, без всякой почести, и это считается у них за великое бесчестье. Кто же убил очень много неприятелей, те связывают даже и по два стакана и из обоих пьют одновременно". Восхваляя мужество скифов и превознося их воинские подвиги, Геродот всюду рисует их тактику как тактику всех степных народов: война постоянно на коне, завлечение неприятеля в глубь безлесной и безводной степи, нападения из засады, быстрый и беспощадный натиск на оплошного врага - вот постоянные воинские приемы скифов [По чертам быта многие ученые не без оснований предполагают, что одним из составных элементов в скифских толпах были славяне. Драгоценные и в своем роде единственные материалы для изучения скифского быта собраны в отделении скифских древностей Государственного Эрмитажа в С.-Петербурге.]. ![]() Бой греков со скифами. Этот народ, никому из ближайших не родственный, неведомо откуда явившийся, говоривший непонятным языком, суровый и в жизни, и в обычаях, беззаветно храбрый и беспощадный в нападениях, навел ужас на все сирийские народы. Города сдавались скифам без боя или откупались богатыми откупами; войска не выдерживали их натиска, поражаемые суеверным страхом. Пределом их нашествия была граница Египта, на которой царь Псамметих I выставил сильное войско, но в то же время благоразумно предложил скифским князьям богатые дары. От границ Египта они возвращались через земли филистимлян, затем еще некоторое время, 7-8 лет, они продолжали быть грозой и ужасом стран, расположенных между Евфратом и Средиземным морем, и наконец, пресыщенные хищением, отягощенные богатой добычей, вновь удалились в свои северные степи. Падение Ассирии. Независимость Вавилонии.Это нашествие (или нашествия) скифов имело одно несомненно важное последствие: могущество Ассирии было подорвано. Ашшурбанапал умер (в 626 г. до н. э.) и едва только его наследник, Ашшурубаллит, успел вступить на трон, как на Ассирию обрушились полчища варваров, которые потрясли Ассирию не только тем, что страшно ее опустошили, но и тем, что лишили ее прежнего нравственного обаяния, разрушили политическое преобладание Ассирии, грозное войско которой не в силах было отразить натиск северных варваров. Этим воспользовался Киаксар, правитель Мидии, для освобождения Мидии из-под ассирийской власти. Он нашел себе подражателей в политике, направленной против Ассирии: Набопаласар, наместник Вавилона, также захотел воспользоваться благоприятным случаем, чтобы основать или восстановить самостоятельное Вавилонское царство. Киаксар не сразу напал на Ассирийское царство: сначала он занялся распространением своего царства на западе и здесь впервые столкнулся с державой, развитие которой было уже в тесной связи с историей западного мира, а именно с Лидийским царством. ![]() Пластина с горита, скифского футляра для лука и стрел.
Лидийское царство образовалось на западном берегу Малой Азии; греки оттеснили лидийцев от устья реки Галис; притом это царство неоднократно (и до вышеописанного нашествия скифов) подвергалось хищническим нападениям северных народов. В 689 г. до н. э. Лидийское царство быстро возвысилось в правление Гигеса, захватившего в свои руки бразды правления. В то время, когда, с одной стороны, он заискивал у греческого оракула, добиваясь от него санкции своих прав на власть, с другой стороны, его послов видели в Ниневии, у царя Ашшурбанапала, где они молили могущественного владыку о помощи против нового нашествия скифов. Помощь Гигесу была послана, но он плохо отблагодарил своего защитника, послав помощь против ассирийцев их сопернику Псамметиху. Ближайшему наследнику Гигеса пришлось еще раз вымаливать у ассирийского царя помощь против тех же варваров, и он должен был признать себя вассалом Ассирии. Читайте дальше: История Передней Азии (953 - 561гг. до н.э.) Разрушение Ниневии. Навуходоносор. Гибель Иудейского царства. • Страна и народ в Египте. Нил. • Египет. Памятники, иероглифы, жизнь народа, господство гиксосов • Египет. Времена 20-й династии. Религия, литература. • Семиты. Аравия. Месопотамия. Финикийцы. • История израильского народа • Царь Соломон. Израильское и иудейское царства. • История Передней Азии (953 - 561гг. до н.э.) [ Гибель Израиля. Ассирийское царство - Народ и государство Ассирийское. Вторжение скифов. - Разрушение Ниневии. Навуходоносор. Гибель Иудейского царства. •
|