Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:
Интересно знать:

 Археологи установили, что в культовом использовании Стонхенджа существовало три главных периода.
В первом периоде, начавшемся около 3100 г. до н. э., Стонхендж был округлым рвом с внутренней насыпью. Круг диаметром 320 футов (1 фут = 0,3048 м) с одним входом обрамлялся загадочными ямками (внутри них обнаружились сожжённые человеческие кости). В центре «раннего» Стонхенджа стояло деревянное святилище. Камни были установлены с учётом точки восхода Солнца в день летнего солнцестояния и захода Солнца в день зимнего солнцестояния. В конструкции учтены южное положение восхода и северное положение захода Луны.
Во втором периоде (2150 г. до н. э.) деревянное святилище заменили двумя кругами камней. Вход расширили, теперь в него вела дорога, обозначенная параллельными рвами, ориентированными на восход Солнца в день середины лета. За пределами кольца появился огромный менгир массой 35 т. Восемьдесят глыб, так называемые синие камни, некоторые массой до 4 т, были каким-то образом доставлены сюда за многие километры. Вероятнее всего, сотни мужчин при помощи катков и канатов из бычьего волоса тянули их сюда из далёкой каменоломни. Возможно, их доставили к берегам Корнуолла морским путём из Уэльса.
В третьем периоде (2075—1800 гг. до н. э.) эти камни были повержены. Именно в это время Стонхендж приобрёл свои окончательные формы.
Между 1500 и 1100 годами до н. э. синие камни переместили внутрь круга. После 1100 г. до н. э. этот ритуальный центр, по мнению археологов, уже не использовался для религиозных целей.

Мегалиты. Стоунхендж.

Мегалиты. Стоунхендж.

Оказывается:

Стонхендж стал любимым объектом изучения не только для археологов, но и для астрономов. Считается, что кольцо гигантских валунов могло выполнять роль астрономической обсерватории. Если эта гипотеза верна, то можно говорить о том, что уже за 2 тыс. лет до Евклида и Пифагора строители Стонхенджа использовали открытые ими математические законы на практике. Это сооружение дошло до наших дней в виде подковы из пяти пар вертикальных камней из песчаника, перекрытых сверху такими же каменными глыбами (трилитами). Эта подкова была окружена кольцом из 30 каменных монолитов массой по 25 т и высотой 4,5 м. Внутри неё находился каменный алтарь. Камни Стонхенджа чётко указывают на восход и заход Солнца в разное время года. Очевидно, что этот культ был самым тесным образом связан с астрономическими наблюдениями за циклическими изменениями природы, движением Солнца, Луны и звёзд.

 

С Днем Победы

Мегалиты. Стоунхендж.


 

О Стоунхендже слышали почти все. Это не самое крупное из мегалитических сооружений, но изысканно сложная композиция из сотен огромных каменных глыб, сохранившаяся, неподалёку от города Солсбери в южной Англии, вне сомнения самое эффектное среди древних памятников.

Стоунхендж в переводе с кельтского означает «висячие камни».

Мегалиты. Стоунхендж. Мегалиты. Стоунхендж.

Мегалиты. Стоунхендж.

Поначалу можно было бы представить такую картину: впрягшись в длинные канаты, вереница древних британцев тянет к месту балку или один из могучих столбов. Важнее, наверное, ощутить масштаб строительной площадки, когда Стоунхендж в очередной раз менял свою форму. Крупный портал уже собран, и насыпи, по которым втягивали наверх колоссальную каменную балку, почти убраны. Мастер, стоящий на шатких подмостках, обтесывает (точнее, сказать, оббивает) «зуб», который должен войти в паз на нижней стороне балки-плиты — её уже обрабатывают каменотесы... Череда людей тянет на деревянных валках ещё одну каменную глыбу от пристани на реке Эйвон.

Исследования 60-х годов попытались доказать то, что многие историки архитектуры подозревали всегда: по крайней мере последний по времени этап реконструкции Стоунхенджа осуществлялся под руководством... зодчего с Крита или из Микен.

Создание Стоунхенджа долгое время приписывали друидам — полулегендарным жрецам древних кельтов, о которых весьма вскользь упоминают римские историки, начиная с Юлия Цезаря и кончая Тацитом. Когда английский король Яков I отправил своего придворного архитектора Иниго Джонса на равнину Солсбери, чтобы проверить слухи о стоявшем там «замке», тот был потрясён. Опытный зодчий, Джонс не мог сразу же не оценить работу неведомых предшественников. Чуть моложе Шекспира, Джонс бывал в южной Франции и Италии, видел могучие руины римских построек, и сомнений для него не было — это могли построить только римляне.

В самом деле, над плоской равниной стояли и лежали добрых полторы сотни огромных камней, из которых самый маленький — в рост человека. (Вообще-то на этой равнине тесновато: совсем близко — Уиндмилл-хилл, чуть дальше— огромный круговой ров, вал и круг из камней, внутри которого поместилась целая деревня Эйвбери, а в 50-е годы XX века аэросъемка обнаружила в 3 км ещё и Вудхендж — вросшие в землю остатки концентрических кругов, образованных толстыми дубовыми бревнами.)

Хотя многие камни упали и вросли в землю наполовину, опытный глаз архитектора мгновенно выявил композицию из нескольких концентрических кругов. Внешний круг составляли почти пятиметровые камни, расставленные так, что промежуток между ними немногим превышал метр. С одного каменного столба на другой были перекинуты каменные балки, так что образовалось почти целое в то время кольцо. Там, где в нескольких местах балки рухнули на землю, Джонс заметил, что в них были глубокие «гнезда», а над концом столба поднимался каменный «зуб».

Пройдя кольцо и ещё одно, Джонс остановился перед эффектной сценой: пять мощных порталов выстроились подковой вокруг низкого камня, напоминавшего алтарь, при этом с обоих краев к центру «подковы» высота ворот нарастала. К счастью для науки, Джонс как любой уважающий себя архитектор, не ограничился записью впечатлений, а сделал ряд зарисовок. К счастью— потому что он был одним из последних, кто видел Стоунхендж почти в первозданном виде. В 1620 году самый высокий портал рухнул на «алтарь»; в страшную бурную ночь 3 января 1797 года обрушился еще один; одна за другой падали балки внешнего кольца... памятник неведомого народа разрушался.

Постепенно исчезла из глаз прямая как стрела дорога, тянувшаяся почти на полкилометра во времена Иниго Джонса, но время ничего не могло поделать с огромным камнем, торчащим в центре этой дороги всего в 70 метрах от внешнего кольца. Камень этот с незапамятных времен имел имя Хеле, и давным-давно заметили, что он лежит точно на оси центральной «подковы» и ее «алтаря» и что 22 июня, в день летнего солнцестояния, дневное светило поднимается почти точно из-за камня Хеле, если смотреть из центра Стоунхенджа.

Почти точно, но не совсем. И вот в 1901 году сэру Норману Лойкеру, астроному и члену Королевской академии наук, пришло в голову подсчитать, в какое время солнце могло вставать точно над Хеле. (Уже в наше время астрономы Дж. Хокинс иДж. Уайт доказали, что расположение каменных порталов Стоунхенджа могло позволять делать многие астрономические наблюдения, и сам Стоунхендж мог быть обсерваторией.)

Известно, что с ходом времени земная ось совершает легкие колебания, смещающие запад и восток, — оставалось углубиться в расчёты. Лойкер заключил: ось, соединяющая самый центр «алтаря» и центр Хеле, указывала на восход в период между 1900 и 1500 годами до н.э. В 1950 году расчёт блестяще подтвердился: радиоуглеродный анализ дал дату 1347+275 лет. Та же техника астрономических расчётов помогла уточнить время сооружения египетских пирамид и восстановить точную хронологию династий. И миф о друидах, и римская легенда мгновенно отпали. Не будем тратить время на перечисление всех фантазий, какие возникали по поводу Стоунхенджа и до подсчетов Лойкера, и после (и сейчас известны две «секты» выдумщиков, из которых одна по-прежнему свято убеждена, что Стоунхендж — дело рук космических пришельцев, а другая приписывает все жителям Атлантиды). Раскопки дали более интригующие результаты.

Во-первых, ещё в 1920 году выяснили, что Стоунхендж перестраивали — обнаружилось кольцо глубокихям на пустом пространстве между уцелевшими кольцами камней.

Во-вторых, через несколько лет геологи, заинтересовавшиеся тем, откуда взяты камни для строительства, обнаружили, что лишь часть глыб вырублена поблизости. Камень для алтаря, как оказалось, доставлен сюда из Мильфорд-Хейвена (почти полсотни километров в сторону), а вот голубоватые столбы двух колец вне всякого сомнения могли быть привезены только из одного места. Это место — гряда Пресцелли в графстве Пемброкшир, в южном Уэльсе: отсюда до Стоунхенджа 250 км по прямой!

В 50-е годы 19 века раскопки возобновились под руководством замечательного археолога Стюарта Пиггота (он мудро оставил нетронутой почти половину площади Стоунхенджа — для будущих поколений ученых, которые будут располагать еще более тонкой техникой исследований).

Теперь мы уже точно знаем, что Стоунхендж перестраивали трижды в течение 200—400 лет.

Итак, первый Стоунхендж построен где-то около 1800 года, то есть одновременно с большим дворцом в Кноссе, что на Крите. Видно, что камень Хеле, сидевший в грунте уже долгие тысячелетия, прошедшие с последнего оледенения, стал опорой для композиции. Центр огромного круга лежит на оси солнцестояния, но ничем заметным не выделен. Сам же круг образован мощными порталами: два вертикальных блока и потолочная балка, которые выглядят так, словно великаны окружили пустую площадку, глядя на невидимую, но очень важную точку, ее центр. Вокруг каменного круга есть ещё один. Это кольцевой ров и вал, разорванные им в одном лишь месте — там, где лежит камень Хеле. Заметим, что все камни Стоунхенджа-I происходят из местных каменоломен.

Второй Стоунхендж выглядит совсем иначе, вернее, он дважды выглядел иначе, потому что лет за 20—30 строители дважды меняли замысел. Сначала они собрали круг из голубоватых камней (техсамых, из Уэллса), поставив их тесно в пары и перекрыв каждую пару такой же балкой. Теперь казалось, что вокруг центра движется хоровод великанов, уставившихся друг другу в затылок. Почему-то эта композиция не понравилась строителям, и они разобрали порталы, аккуратно выстроив 60 вертикальных камней по кругу.

Сомнений нет, Стоунхендж-II строили люди «бейкеров», осевшие здесь плотной колонией — принадлежавшие им и только им предметы во множестве попадаются во втором слое снизу. Но ведь это указывает нам на то, кто были строителями первого храма под открытым небом. Конечно же, это были те самые миссионеры солнечного культа, которые причалили к берегам острова за одно-два поколения до торговцев-путешественников.

Перепутать невозможно потому, что строители Стоунхенджа-I были типичными доликоцефалами — длинноголовыми северянами, тогда как люди бейкеров — брахицефалами, круглоголовыми средиземноморцами.

Но прошло еще несколько поколений, и Стоунхендж перестраивается вновь. Именно теперь возникла та четырехслойная концентрическая композиция, которую зарисовывал в свой блокнот Иниго Джонс.

Архитектурный профессионализм первых стадий строительства несомненен, но строительством «третьей очереди» мог уже явно руководить только очень изощренный в своем искусстве зодчий. «Подкова» из пяти порталов нарастающей к центру высоты — это отточенная художественная идея. Включить в неё подобную по форме «подкову» из камней поменьше (иного цвета), стоящих мощным частоколом вокруг «алтаря», окружить «подкову» снаружи кольцом голубоватых столбов, а это кольцо— ещё одним кругом серых порталов,— это работа, которой бы не постыдился ни один из живших в прошлом и живущих сейчас архитекторов планеты.

Вместе с окружающим земляным валом, вместе с камнем Хеле и дорогой, обтекающей его с обеих сторон, вместе с окрестным пейзажем Стоунхендж представляет собой настоящий шедевр искусства, не нуждающийся ни в каких скидках на «доисторическое происхождение».

Кто же он, великий строитель? Самое удивительное, что мы можем ответить на этот вопрос почти точно, но сначала еще немного о самом строительстве. Уже камни Стоунхенджа-I обработаны техникой, которой пользовались египтяне и в те времена, когда у них было множество бронзовых инструментов. Каменный блок не отесывают зубилом (сделать это с излюбленным египтянами гранитом без сверхпрочных стальных инструментов почти невозможно), а обивают тяжелым и очень прочным молотом. Не нужно думать, что это неэффективная техника: студенты Каирского университета опробовали ее не так давно, и оказалось, что не перенапрягаясь, можно сколоть с гранита площадью в квадратный дециметр примерно 1,5 см толщины за один час. Камень Стоунхенджа много мягче гранита, и работа должна была идти довольно споро.

Зубья и гнезда надо было притёсывать точно. И вот оказалось, что хотя среди каменныхмолотов, вес которых колебался между 12 и 30 кг, не найдено ни крупинки бронзы или меди, строители Стоунхенджа все же использовали металл. На глубоко ушедшем в землю конце серого камня обнаружилась слабая зеленая черточка, и тонкий химический анализ показал: это след медного орудия. Металл можно было только привезти сюда издалека, и цена его была непомерно высока, чтобы позволить себе потерять или забыть инструмент. Это инструмент с юга, большего мы пока сказать не можем.

Загадка уэлльских голубоватых камней прояснилась довольно быстро, когда анализ аэросъемки и пробные траншеи доказали, что прямая как стрела дорога (первым этот ее отрезок нанес на карту друг Исаака Ньютона Уильям Стакли) сворачивает в полумиле к берегу реки Эйвон. Заметили также, что дорога петляет не случайно. Подобно персидским или римским шоссе, эта дорога проходит по самым пологим уклонам от берега реки до Стоунхенджа. Стало ясно, что строители избрали длинный, но выгодный путь по воде. Каменные блоки стащили к заливу Милфорд-Хейвен, провезли вдоль берега по Бристольскому заливу, вверх по Эйвону до того места, откуда камни можно было тащить по наивыгоднейшему маршруту. Где был накоплен к тому времени наибольший опыт перевозки огромных каменных блоков на большие расстояния по воде? В Египте, там за тысячу лет до Стоунхенджа гранит далекого Асуана перевозили по Нилу к Мемфису, и было это вполне заурядным делом.

И тем не менее не египтяне строили Стоунхендж, хотя их опыт был использован архитектором. Как-то вечером один из участников очередной археологической экспедиции заметил, что косой свет выделил на поверхности одного из гигантских блоков съеденные временем гравированные контуры. После всевозможных манипуляций рисунок удалось «проявить» — представьте себе, что вы пытаетесь прочесть на четвертом снизу листке тетради то, что было написано шариковой ручкой на первом, верхнем. Ошибки не было: кто-то вырезал на поверхности камня изображение медного топора и характерный, опознаваемый специалистами с первого взгляда контур крито-микенского кинжала!

Чужое оружие изображали всегда только в руке поверженного врага, в груде добытых в бою трофеев. Нет, перед нами очевидный «автограф». Да и время «подходит» — XVI век до н.э., это расцвет культуры на Крите. Мы знаем, что критские корабли бороздили все Средиземное море, критские колонии были и на сирийской, и на сицилийском берегах, Крит (египтяне называли его Кефтиу) был очень тесно связан с Египтом. Значит, ничего невероятного в этом нет: Стоунхендж-III мог строить архитектор из Кносса или Микен, а посредниками, которые наняли его для работы в далеком северном краю, могли быть люди «бейкеров», бывавшие всюду.

Конечно, перед нами только косвенные свидетельства. Трудно надеяться на то, что мы когда-либо узнаем больше и прочтем, к примеру, письмо или своего рода отчёт о творческой командировке. Но даже это нельзя исключить наверное— критское линейное письмо «А» еще не расшифровано. Пока же мы вправе дать некоторую волю фантазии. Вы помните греческий миф о Дедале, который построил для царя Миноса Лабиринт, в таинственной глубине которого жил Минотавр, убитый Тезеем с помощью Ариадны, влюбившейся в заморского героя с первого взгляда? У этого предания есть продолжение, донесённое нам великим Геродотом.

Когда неосторожный сын Дедала Икар погиб в волнах моря, сам Дедал все же сумел бежать от Миноса и достиг Сицилии, где построил для местного царя замечательную крепость. Разгневанный Минос отправился в погоню, безуспешно штурмовал крепость и погиб. Критяне уплыли было домой, но страшный шторм выбросил их корабли на италийский берег— неподалеку от того места, где ещё существовали селения Тавольере. Кажется, сварливый изобретатель в конце концов рассорился и с сицилийским владыкой и снова бежал.

А что, если и этот старый миф отражает забытую правду? Ведь нашел же упрямый Шлиман, над которым потешалась тогдашняя ученая Европа, и Трою, и микенские гробницы, держа в руке «Илиаду» и «Одиссею»!


Чудеса древнего мираМегалиты. Стоунхендж.Статуя Христа-Искупителя