Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

Керамическая чаша со стилизованным изображением козла. Культура Элама. Сузы. VIII тысячелетие до н.э.

Декоративный сосуд. Расписная керамика периода убайдской культуры. Сузы. 4000 г. до н.э.

 

С Днем Победы

Выход из колыбели. Междуречье в VII-IV тысячелетии до н.э.


 

К 7 тысячелетию до н.э. люди, поселившиеся в области Плодородного полумесяца, жили в уюте и довольстве. Им хватало хлеба, они строили небольшие домики из глины и соломы, делали посуду из камня и глины, шили одежду из шкур и льняных тканей. В холодное зимнее время они грелись у больших очагов и как могли организовывали свой досуг. Они уже знали какую-то древнюю разновидность шахмат: через много тысячелетий потерянные ими глиняные фигурки стали добычей археологов….

Сбор плодов. Фрагмент рельефа дворца в Ниневии, VII в. до н.э.Но история человечества не стояла на месте. В течение 7 тысячелетия до н.э. земледельцы стали спускаться с предгорий и расселяться по огромной низменной равнине, пролёгшей между реками Тигр и Евфрат. Они покинули свою колыбель в поисках нового, ещё более благодатного края. Месопотамия встретила их неприветливо. Солончаки, болота, полные змей и ядовитых насекомых, бешеный нрав Евфрата, каждый разлив которого мог превратиться в катастрофу, - вот далеко не полный список «сюрпризов», ожидавших первопроходцев. Добрая половина южной части страны была одним колоссальным камышовым болотом.

Освоение Междуречья шло медленно, и до южных, приморских, областей люди добрались не скоро. Но всё-таки одни упорно селились там. Причина одна: приречные земли давали очень высокие урожаи. Длительное, сухое и жаркое лето способствовало этому. А зимы в тех местах мягкие: несколько недель идут дожди, снег же выпадает чрезвычайно редко и не везде. Люди речных долин были богаче всех в мире, т.к. хлеб у них имелся в избытке. А помимо хлеба – фрукты, овощи и речная рыба. Кроме того, глинистые почвы давали превосходный материал для строительства и создания разного рода домашней утвари: горшков, кувшинов, серпов с кремневыми вкладышами, детских игрушек. За хлеб и иные продукты речные жители могли выменивать у соседей металлы, дерево, камень и всё прочее, в чём они испытывали надобность.

Древние люди обуздывали ярость водной стихии с помощью каналов. Каналы, полноводные как реки, малые каналы вроде искусственных ручьёв и многочисленные каналы отводили воду из тех мест, где её было слишком много, и несли туда, где её не хватало. За несколько столетий развитие сети каналов позволило преобразить эту землю. Наконец великие поля пшеницы и ячменя заколосились в плодородных областях юга, где в конечном счёте и сложилась древнейшая в истории человечества цивилизация.

Но до её рождения был ещё долгий путь развития. Прогресс обеспечивал опыт первых земледельцев Плодородного полумесяца и благодатные для его положения природные условия Двуречья.

Этот прогресс отмечен сменой нескольких эпох, каждая из которых характеризуется самобытной культурой. Месопотамия – страна глины. Из глины здесь делали почти всё, за исключением одежды, украшений и оружия. Поэтому искусство изготовления глиняной посуды несколько раз достигало здесь невиданного расцвета. Самобытность разных земледельческих культур наиболее ярко проявилась именно в стиле их глиняной посуды.

 Хассунская культура.

Культуру древнейших земледельцев Северной Месопотамии 6 тысячелетия до н.э. археологи называют хассунской – по раскопкам в укрепленном поселении тель-Хассуна.

Хассунские племена уже знали изделия из меди (правда, их было совсем немного), делали большие запасы зерна, приручили корову. У них впервые появилась расписная глиняная посуда, которая обжигалась в сложном устройстве – двухкамерном горне. Их уровень жизни благодаря высоким урожаям хлеба рос от поколения к поколению. Археологи проследили этот процесс по изменению жилища рядового земледельца. Постройки, сначала простые хижины из высушенной солнцем глины на соломенном каркасе, постепенно развивались в просторные и сложные дома с рабочей комнатой, кухней и спальнями, складскими помещениями и внутренним двориком. Находки привезенных из далеких стран бирюзовых бус, появление печатей, знаков личной собственности, говорят о том, что экономические горизонты хассунских общин также расширялись. Их селения достигали значительных размеров, укреплялись и были почти что городами.

 Самаррская культура.

Самаррская культура, современница хассунской, развивалась южнее, в средней части долины Тигра. При раскопках в поселении Самарра археологи обнаружили изумительно красивую посуду: чашки, миски, тарелки зеленоватого и розового цвета. Она отличалась совершенством форм, была покрыта ангобом, украшена плетёным орнаментом и изображениями птиц, рыб, козлов, скорпионов, женщин с развевающимися волосами. Именно эта посуда и стала отличительным признаком самарских племён. Позднее учёные нашли и другие отличия. Часть поселений этой культуры располагались за пределами зоны обильных дождевых осадков, и именно в этих областях стали появляться простейшие методы ирригации. Признаки развивающейся оросительной системы открыты на поселении Чога-Мамми, располагавшегося на берегу высохшего теперь канала. Здесь были найдены Зёрна таких культур, как шестирядный ячмень, пшеница, лён, которые не могли бы расти тут без искусственного полива.

 Халафская культура.

В середине 6 тысячелетия до н.э. то ли в результате завоевания, то ли по иным причинам население на севере Месопотамии сменилось. Там утвердились племена, принадлежавшие к иной культуре, которую учёные называют Халафской – по раскопкам в поселении Тель-Халаф. Эти племена широко расселились и за пределами Междуречья, в том числе на территории современных Сирии и Армении. От своих предшественников пришельцы отличались во многом. Их дома представляли собой куполообразные глинобитные хижины диаметром не более десяти метров. Умерших они хоронили в шахтовых гробницах. В некоторых случаях сжигали тела покойников, сопровождая эту процедуру сложными обрядами, такими как сознательная порча предметов, предназначенных умершему для путешествия в загробный мир, захоронение пепла в горшке под полом дома. Иные традиции были в изготовлении посуды. Древнейшая халафская посуда груба, но впоследствии она обретает изящество и тонкость выделки. Её покрывали орнаментом из цветов или геометрических фигур и раскрашивали в тёплые тона, сочетая разнообразные оттенки жёлтого, красного, коричневого. По части керамической посуды халафские племена со временем стали не менее искусны, чем их предшественники. Археологи нашли в одном из их поселений «дом гончара» - настоящую большую мастерскую. Количество медных инструментов и оружия у халафских земледельцев невелико, но всё-таки их стало больше, чем во времена хассунских племён.

 Убайдская культура.

В 5 тысячелетии до н.э. по причинам, неизвестным историкам, халафские племена сменились в Месопотамии Новой культурой. Её называют убайдской. Убайдская посуда не столь богата оригинальными орнаментами или игрой оттенков, как хассунская или халафская. Мастера нового народа любили изображать на глиняных сосудах цветы с крупными лепестками, листья, реже животных. Зато они научились использовать гончарный круг и создавали посуду множества разнообразных форм. Сохранилось также немало статуэток. Они изображают обнаженных женщин и мужчин, причём у мужчин лягушачьи головы. На месте глаз и в плечах фигурок делались прорези, куда вкладывались зёрна кунжута и финиковые косточки. Скорее всего, статуэтки использовались в магических целях.

Памятники убайдской культуры встречаются по всему Ближнему Востоку. Именно в этот период земледельческие поселения впервые появились на бесплодных равнинах Южной Месопотамии, где их процветание полностью зависело от успехов в строительстве каналов. Разрушительные весенние разливы Евфрата убайдские общины умело использовали для повышения плодородия полей, значительного роста урожая.

Рост урожая, в свою очередь, неизменно вёл к возможности появления больших поселений. Таких, например, как Эриду с 4 тысячами жителей, занимавший 10 га. Фактически это бы настоящий город. Облик жилища восстановлен на примере дома, погибшего при пожаре. В нём сохранились основания глинобитных стен, разделявших многочисленные жилые и хозяйственные помещения, а также обугленные брёвна перекрытия крыши и горелая солома, покрывавшая её, лестница, ведущая на крышу, где сушилось зерно, глиняная посуда. На полу жилища археологи нашли предметы утвари и другие предметы, которые окружали простых земледельцев шесть с половиной тысячелетий назад. Под полом одной из комнат в глиняной корчаге бы захоронен младенец. Погребения в пределах дома были обычной практикой убайдских земледельцев.

Рост поселений вёл к увеличению спроса на сырьё, которым не были богаты области Месопотамии. Это стало одной из причин широкого распространения этой культуры по всему Ближнему Востоку и расширению торговых связей убайдских племён.

Уже в этот период появляются первые храмы. Самый древний из них открыт в Эриду. Он представлял собой простое святилище с одним помещением на небольшом возвышении, но уже имел все особенности, которые проявились позднее в величественных храмах шумеров: украшенный фасад, алтарную нишу и жертвенное место.

К IV тысячелетию до н. э. на значительной части Месопотамии уже сложилась развитая система каналов. Она обеспечивала безопасность местным жителям и позволяла снимать «сказочные урожаи» — так их оценивают современные учёные. Больше стало пищи — больше стало и людей. Поселения стали крупнее и богаче, чем когда-либо прежде. Мастерство в обработке камня, металла и в керамике достигло новых высот. Маленькие древние святилища выросли в размерах, обрели мощные стены, встали на высокие платформы. Они сделались центрами поселений. Видимо, храм служил одновременно амбаром для зерна, а также своего рода центром управления работами по всей округе.

Те, кто поселился вокруг храма, сеяли хлеб, сажали финиковые пальмы, разводили лён, ходили на охоту, ловили рыбу и пасли скот: овец, коров, свиней, коз. За всем, чего не могла им дать земля, они отправлялись в торговые экспедиции на тростниковых лодках. Общество становилось всё более и более централизованным, иерархичным. Именно тогда появились люди, на порядок превосходившие соплеменников богатствами. Они владели значительным имуществом, в том числе массивными украшениями из золота, электра и лазурита.

Месопотамия и соседние страны стояли на пороге мощного скачка в развитии. Он произойдёт на пороге IV и III тысячелетий.


Что такое Цивилизация?Запад и Восток. Общечеловеческое в Цивилизации.На пороге цивилизаций.Эпоха неолита. Зарождение земледелия и скотоводства.Колыбель цивилизаций - страны плодородного полумесяца.Междуречье в VII - IV тысячелетии до н.э.