![]() Озёра как отражение русской истории. Ладога.Тема: Интересно знать
Не обделила природа Россию озёрами — большими и малыми. В водах многих озёр, как в зеркале, отразилась история нашей Родины. Расскажем об одном из них. Посмотрите на северо-запад России. Здесь плещет холодными волнами Ладожское озеро — самое крупное озеро в Европе (площадь почти 18 тысяч км2), по навигационным возможностям оно приближается к морю: средняя глубина 35-55 метров, а в отдельных местах превышает 200 метров. Существует Ладожское озеро не менее миллиона лет. С незапамятных времён по берегам озера селились и занимались рыбным промыслом угро-финские племена. Позднее появились шведы, затем славяне. Немало событий в истории России связано с этим озером. В северной части Ладоги расположен остров Валаам, где хранители православной веры уже несколько веков назад основали группу монастырей. Седые стены этих монастырей помнят много событий из истории России, большей частью печальных... Мы не думаем, что среди наших читателей найдется хотя бы несколько человек, которые не слышали о так называемой "Дороге жизни". Собственно, никакой дороги не было, а была трасса длиной около 37 километров, проложенная по льду Ладожского озера в конце осени 1941 года. По этой ледовой дороге, под воздействием вражеской авиации, иногда проваливаясь в полыньи и трещины, шли колонны автомобилей, вывозя из блокадного Ленинграда детей и женщин, чтобы спасти их от голодной смерти. Конечно, в статье об озёрах мы не будем рассматривать и анализировать события, связанные с блокадой и обороной Ленинграда во время Второй мировой войны. Мы лишь кратко расскажем о том, как создавалась и функционировала "Дорога жизни". В период сентября-октября 1941 года задачу по доставке в блокированный немецко-фашистскими и финскими войсками Ленинград продовольствия, горючего, боеприпасов и по эвакуации из города людей пытался решить крохотный ладожский флот. В составе этого флота было всего несколько буксиров, катеров и с десяток барж. Погода той осенью выдалась штормовая, перевозки часто приостанавливались, а в двадцатых числах октября на озере поднялась такая волна, что навигация полностью прекратилась. До 20 ноября 1941 года в Ленинград с восточного берега Ладоги прорвалось лишь несколько буксиров с баржами. Доставка продовольствия самолётами также прекратилась: все самолёты использовались для боевых действий — шло тяжелое сражение за Москву. В качестве выхода было решено использовать ладожский лёд. Вот отрывок из "Блокадной книги" А.Адамовича и Д.Гранина: "... армия и Балтийский флот делали всё, чтобы оснастить, обеспечить связью, транспортом, ремонтом ледовую дорогу через Ладогу. К озеру подтянуты были специальные части - зенитная артиллерия, истребительная авиация, дорожные полки, мостовые батальоны, санитарные службы. 22 ноября 1941 года ледовая трасса была опробована. Впоследствии её назовут "Дорогой жизни". Первые недели жизнь её еле разгоралась. По слабому льду осторожно тянулись лишь санные обозы. Позже двинулись первые машины, но они быстро выходили из строя..." Эта дорога тогда была единственной ниточкой, связывающей Ленинград со страной. 22 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации из Ленинграда 500 тысяч человек. Основную массу этих людей вывезли из города по льду Ладоги. © В.А. Каланов, Просмотров: 4364 ← Великая китайская стена Звезда шпионажа →
|