Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Троица и троичность.


Тема: Религии мира


Обновлено: 3.07.2012 - 03:04

Событие это стало настолько важным в истории, что мы знаем с точностью до минуты, когда и как оно произошло. Это случилось через 10 дней после Вознесения Христа, во время Иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению, — в девятом часу утра.

Сошествие Святого Духа

Произошло сошествие Святого Духа на апостолов. В этот день народ собрался по обыкновению в храм для жертвоприношения и молитвы. А ученики Христовы собрались в горнице, находившейся на горе Сионской. И «бысть внезапно с небесе шум, яко носимо дыханию бурну» (был шум как от несущегося сильного ветра). Ученики повскакивали со своих мест, но самого ветра не было, а только стоял шум, наполнивший весь дом. В то же мгновение в воздухе появилось множество огненных языков. Огненные языки, как бы раздуваемые ветром, носились над головами, а потом тихо опустились на них и затихли. Это не были действительно огненные языки, а как говорится в Евангелии, «яко огненные», они имели только вид огня, но не жгли, а только светились. После этого произошло главное: те, кто находился в Сионской горнице, исполнились Святого Духа.

Три грацииИзлияние, сошествие Святого Духа на учеников Христовых предрекалось во многих ветхозаветных пророчествах. Когда совершилось обещанное, апостолы с радостными возгласами вышли на улицу. Шум от ветра стоял такой, что вокруг дома собрался народ. Но окружающие отнеслись к сверхъестественному явлению без всякого благоговения и почтения. Они приняли учеников за пьяных и стали смеяться над ними. Вот пример, как невежды-обыватели воспринимают чудо. Но из этого можно представить, в каком состоянии находились апостолы: они все разом говорили на неизвестных большинству присутствующих языках, этому их и приняли за пьяных.

Конечно, кто знал, что через несколько веков ученики Христовы, водимые Духом из страны в страну, перевернут всё старое мировоззрение, сокрушат все устои и ничто, никакие гонения не смогут им в этом помешать. Можно верить в сошествие Духа, можно не верить, но тот исторический перелом, совершенный двенадцатью (всего лишь двенадцатью!) апостолами, отрицать никто не возьмётся. Апостолы в один миг получили сверхъестественные дары, и один из них — возможность говорить на многих неведомых им языках. На праздник в Иерусалим съезжались люди со всего мира (точно так же, как и сейчас), и обступившие апостолов иноземцы понимали их.

Этот праздник получил у нас название Троицы, поскольку в этот день проявило себя Третье Божественное Лицо — Святой Дух. Единица, равная Трём, и Три, равные Единице, это казалось бы никому не понятная причуда христианской религии. Но Троичность Бога находила своё изображение и в древних религиях. Например, у китайцев Дао — Великая единица, бытие которой в тройственности: «И», «ГИ», «Уэй». Символом этой тройственности в едином Божестве (слитности точки  =, изображавшиеся и так: III трёх воедино) стали треугольник или три чёрточки.

Поразительно, что основатель Даоса — Лао-Цзы — признавал верховное существо триединым. И он даже назвал его весьма сходно с иудейским именем Бога — Je-ho-va (Иегова). Древнеарийское представление о троичности воплотилось в Тримурти: Индра, Сурья, Агни.

Индийский бог тоже имеет три лица: Брахма, Вишну, Шива.

СвятовитТрехликим и трехфигурным (фигуры трёх людей как бы срослись воедино) изображался и славянский верховный бог — Святовит. Египетская триада — Осирис, Исида и Гор — объемлет всю систему египетских богов в их целостности.

Есть и более примитивные триады, например, на территории России, в Калмыкии и Пермской области, часто находят подвески в виде трёх лиц с общим, весьма искусно орнаментированным геометрическими фигурами, телом.

Внешне все эти триады очень похожи на христианскую Троицу. Но сравнительное религиоведение, которое сейчас входит и в школьную программу, замечает принципиальное отличие. Языческие боги — суть лишь отображение законов материи, смены времён, а христианская Троица — Творец и всех законов, и самого времени.

Индра, например, «освобождает воды небес... разбивает крепости врагов, и в битве мужей убивает...», «Сурья» — бог солнца, «Агни» — бог огня.

Это боги не творцы, они лишь олицетворение Творения, то есть сами тварные. Брахма — материя, из которой все творится. Вишну — пространство, в котором все живет. Шива — время, все разрушающее. Есть другое объяснение: Брахма — солнце, дарующее жизнь, Вишну — вода, поддерживающая жизнь, Шива — огонь; и Брахма — время прошедшее, Вишну — время настоящее, Шива — время будущее.

Христианская Троица — Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого мира, как записано в христианском Символе веры. Творец и времени, и пространства, и стихий. Мир христианский — линеен, он имеет начало и конец, мир языческий — цикличен, это постоянное повторение, смена одного другим, это отображение мира природы, но не Духа.

Праздник Троицы в храмах встречают под берёзками и с берёзками в руках. Это конкретное напоминание о библейском событии — явлении Иеговы Аврааму в виде трёх ангелов, трёх отроков, которых он принимал у себя дома под Мамврийским дубом. Даже сам дуб этот не легендарный, а исторический, сохранившийся до сих пор, и, несмотря на свою старость, ещё дающий весной зелёные побеги. Его могли видеть многие туристы, посетившие Палестину. Есть поверье, что когда Мамврийский дуб совсем засохнет, то и конец мира недалеко. Но каждый год, каждую весну мы слышим известие о том, что вновь и вновь тот дуб даёт маленький росток, и хоть несколько листиков, но появляется на веточке.

В Москве около тридцати действующих храмов, посвященных Живоначальной Троице. Но, конечно, самый пышный, самый большой престольный праздник совершается в Троице-Сергиевой лавре — древнейшем монастыре России, сыгравшем огромную роль в объединении Руси. Святая Троица, на которую указывал св. Сергий Радонежский в своих поучениях («Воззрением на святую Троицу преодолевается ненавистная рознь мира сего...»), стала символом единения, прекращения междоусобной брани. Именно для этого монастыря, в «похвалу» Сергию Радонежскому, написал свою незабываемую, непревзойденную по богословской глубине, изобразительному канону, Троицу преподобный Андрей Рублев.

Откуда христианские богословы знают, что Бог троичен? Бог непознаваем по своей природе, поэтому о Святой Троице богословы судят, не руководствуясь собственными наблюдениями или умозаключениями, а тем откровением, которое дал людям Сам Бог. Только Бог знает Себя, но никак не богословы. И Сам Бог дал людям ведение о себе. И оно заключено в священных книгах Библии. И самый венец откровения — это пришествие и воплощение Сына Божия Иисуса Христа — одного из Лиц Святой Троицы.

Христианское откровение о Пресвятой Троице готовилось всей историей человечества. Её прообразы были рассеяны во всех древних культах. Египтяне, греки и римляне, вавилоняне, ассирийцы, кельты и славяне даже в язычестве смогли сохранить память о Триединстве Божества. Это говорит о монотеизме — первоначальной религии человечества. Но потом верное представление о тринитарности Бога распалось и привело к многобожию. А множество богов, означающее, что ни один из них не истинный, населило языческие пантеоны.

Представление о двух началах сущего (китайские инь и ян) — это типично языческое представление о начале мира, прекрасное для диалектики, но неприменимое для богословия. Как пишет Афанасий Великий, если у мира два начала, то ни одно из них не есть Бог. Потому что Бог должен быть всеведущ, всемогущ. А здесь за власть борются двое, и кто за что отвечает, в чьей власти находится то или иное явление, не могут сказать и сами начала, потому что они текучи. Два начала мира отражают взаимодействие стихий, но никак не их творца.

Лев Алабин, "Цивилизация".



 Просмотров: 9707

 ← Христианство. Истоки и сущность христианства. Религии мира.