Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Библия – основной канонический документ православия.


Тема: Религии мира


Обновлено: 22.11.2014 - 00:41

4.4. Библия – основной канонический документ православия.

Слово «библия» означает «книги». Христианская Библия – это большая, насчитывающая тысячу триста страниц, книга. Под названием «Библия» стоит подзаголовок: «Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета». Этот подзаголовок означает, что библия – это не цельная книга, а собрание книг. Библия состоит из двух частей – Ветхий завет и Новый завет. Эти две части Библии по объёму разные: Ветхий завет занимает 3/4, а Новый завет – 1/4 её объёма. Ветхий завет считается священной книгой как в иудаизме, так и в христианстве, а Новый завет – только в христианстве. Состав и текст Ветхого завета не полностью совпадают в иудаизме и в христианстве. Православные богословы насчитывают в Ветхом завете до сорока различных канонических книг.

БиблияОсобое значение придаётся так называемому Моисееву пятикнижию, то есть пяти книгам, в которых мифический Моисей задолго до рождения Иисуса Христа изложил закон, якобы преподанный ему Богом Яхве на горе Синай для народа Израиля. Вот как в Ветхом завете называются эти книги: 1.Книга Бытие; 2.Исход; 3.Левит; 4.Числа; 5.Второзаконие.

Предписания Бога Яхве избранному народу касались всех областей жизни, труда и быта: общественной, хозяйственной, семейной, духовной. Эти предписания и указания настолько подробны, что невозможно припомнить ни одного бытового вопроса и, тем более, вопроса церковного богослужения, которого не касались бы книги Моисея.

За Моисеевым пятикнижием следуют другие канонические книги. Их более трёх десятков. По содержанию книги Моисеевы можно отнести к законополагающим, а остальные – к учительным (наставительным), историческим и пророческим. Среди этого разнородного многообразия текстов есть писания, похожие на философские трактаты, например, Екклезиаст и Книги Иова, есть псалтырь, то есть сборник молитвенных песнопений. По непонятной причине среди этих писаний находится так называемая Песнь Песней – своеобразная лирико-эротическая поэма, не имеющая никакого отношения к религии и к Богу.

Кроме книг, которые считаются каноническими, православные и католические издания Библии содержат и неканонические: Товит, Варух, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Енох, Вознесение Моисея и другие. В церковных изданиях неканонические книги никогда не публикуются.

Новый завет состоит из 27 канонических книг. Расположены эти книги в следующем порядке, принятом всеми церквями: четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), за ними следует книга Деяний апостольских, 21 книга Посланий апостольских (из низ 14 приписываются апостолу Павлу), и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Неканонических книг в Новом завете не существует, но апокрифических насчитывается несколько десятков. Раньше их было ещё больше, но многие не сохранились до нашего времени. Слово апокриф означает «сокровенный», «тайный». Раньше эти книги были запрещены для чтения христианам, в Библию они не включаются. Книги, входящие в Библию, составляют канон (то есть установление), утверждённый церковью комплект христианского «священного писания», содержащий вероучение христианства и многие тексты, используемые в богослужении.

Все отдельные составные части библии называются книгами. Объём таких «книг» самый разнообразный. Например, одна из книг Нового завета – Откровение Иоанна Богослова содержит 25-30 страниц текста (в зависимости от размера шрифта), если принять стандартный формат 84х108 1/32. А второе и третье Послания того же богослова занимают полторы страницы каждое. Поэтому Новый завет, состоящий из 27 книг, выглядит как один том, содержащий, в зависимости от размера шрифта, от 450 до 550 страниц.

Первоначальный текст Ветхого завета был написан на древнееврейском языке (лишь немногие фрагменты – на арамейском); первоначальный текст Нового завета – на древнегреческом.

Ветхий завет был переведен очень рано на греческий язык. Этот текст именуется переводом Семидесяти, или Септуагинтой (по латыни – семьдесят). Это наименование связано с легендой о том, что перевод был якобы выполнен семьюдесятью двумя переводчиками – евреями из Иерусалима. Каждый переводчик в течение 72 дней самостоятельно, в одиночку переводил весь текст Пятикнижия, но когда сравнили 72 текста, то все они оказались дословно совпадающими. Но легенда осталась легендой. Исследователи Библии считают, что для перевода ветхозаветных книг понадобилось не 72 дня, а значительно больше времени. Переводы книг Ветхого завета появлялись постепенно, один за другим и, вероятно, полностью перевод был закончен только к началу первого века нашей эры.

Христианские церкви считают Септуагинту таким же боговдохновленным документом, как и древнееврейский оригинал.

В конце IV века нашей эры Библию перевёл на латинский язык Иероним Блаженный. Этот перевод получил наименование Вульгаты («народный», «общедоступный») и был положительно принят христианским духовенством. На Тридентском соборе (1545 – 1563) текст Библии был принят официально, но в редакцию Иеронима при этом были внесены изменения и исправления. Тридентский (XIX вселенский) собор принял текст обязательной для духовенства церковной присяги, признал приоритет папской власти над решениями соборов, а заодно предал анафеме основные положения протестантизма.

Хотя и католические, и православные церкви всячески тормозили дело перевода Библии на народные языки, тем не менее в IX веке появился славянский текст, написанный Кириллом и Мефодием.

В дальнейшем появились другие переводы Библии на национальные языки, причём эти переводы активно выполнялись протестантскими церквами. В XIX веке начался повсеместный перевод Библии на национальные языки всеми христианскими церквами. Тогда же появился и русский перевод, сохранившийся практически без изменений до сих пор. В настоящее время Библия переведена фактически на все языки мира. Подсчитать общий тираж Библии невозможно: её печатают сотни издательств в течение нескольких сотен лет в миллионах экземпляров.

В XIII кардинал Стефан Лэнгтон разделил текст библейских книг на главы, а позднее, уже в XVI веке парижский печатник Робер Стефан произвёл деление глав на стихи и пронумеровал каждый стих. Кропотливая работа этого печатника сильно облегчила работу священников, исследователей и простых верующих с текстом Библии.

Содержание Библии таково, что каждый верующий находит в ней то, что ищет. Здесь он найдёт прежде всего указания о том, как нужно укреплять веру в Бога и как нужно Его любить. Здесь он найдёт десять заповедей Христа, которые Он оставил верующим. Главные из этих заповедей выглядят так:

- почитай отца своего и мать свою;
- возлюби ближнего своего как самого себя;
- не убивай;
- не прелюбодействуй;
- не кради;
- не лжесвидетельствуй на ближнего твоего;
- не пожелай дома и имущества ближнего твоего;
- не пожелай жены ближнего твоего.

Для любого верующего, пожалуй, понятной, да и выполнимой является заповедь о почтении родителей. Что касается остальных заповедей, то, как показывает жизнь, они не выполнимы, или выполнимы при определённых условиях. Например, возьмём заповедь «Не убивай». Относится ли она ко всем людям и животным? Катехизис православной церкви делает их этой заповеди ряд изъятий. Запрещается не убийство вообще, а «законопреступное» убийство. Таковым не является, например, смертная казнь по приговору суда или убийство неприятеля на войне.

В Евангелии верующий найдёт и призыв к благочестию, и угрозы тяжёлой кары за неверие. Он узнает о страшных, леденящих душу событиях прошедших и будущих времён, о которых сообщает Иоганн Богослов в своём Откровении. Причём он убеждает читателя в том, что он повторяет некоторые призывы, которые он слышал непосредственно из уст Господа.

Верующий узнает из библии (Ветхий завет) историю сотворения мира, появления человека на Земле, а также историю такой страшной катастрофы, как всемирный потоп. Верить или не верить в эти сообщения – дело каждого человека. Правда, в случаях затруднительных для понимания, богословы предлагают читателю понимать такие тексты в переносном, иносказательном смысле.

Вообще Библия представляет собой совершенно уникальное произведение человеческой мысли по своему объёму и содержанию. Мифическое и историческое, реальное и фантастическое, мудрое и бессмысленное – всё здесь смешалось в одном потоке.

И католики, и православные считают Библию высшей духовной ценностью, эталоном мудрости и благородства. Они называют библию «книгой книг». Говоря о библии, христианские богословы и духовенство не жалеют красок: Библия – это целый мир, Библия – это слово божие, она неисчерпаема и так далее.

В «Православном Катехизисе» говорится о признаках, якобы показывающих, что Библия – это слово Божие. Признаки эти, согласно Катехизису, следующие (мы частично сохраняем орфографию источника):

  1. Высота учения Священного Писания свидетельствует о том, что оно не могло быть изобретено умом человеческим.
  2. Чистота учения показывает, что оно произошло от чистейшего ума Божия.
  3. Пророчества.
  4. Чудеса.
  5. Могучее воздействие учения на сердца человеческие свойственно только божией силе.
  6. Предсказание пророком Исами рождения Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог.

Признаки эти по трезвом размышлении кажутся, мягко говоря, наивными. Ведь человеческая фантазия безгранична, и ей подвластны не только такие чудеса, как ангел, выливающий свою чашу на солнце, или Ноев ковчег, в котором каждой твари по паре. Другие, придуманные человеком, чудеса не менее удивительны, например, те же зелёные человечки-марсиане, великан Гулливер, или золотая рыбка, говорящая человеческим языком.

Вместе с тем нельзя не согласиться с автором Катехизиса по признаку №6: поистине представить себе человеческий разум не может, чтобы дева родила без всякого, так сказать, постороннего вмешательства.

Библия – продукт древних эпох, поэтому не содержать фольклора и мифологии она просто не может. Однако содержание Библии не исчерпывается текстами, повествующими о различных мифических и фантастических событиях прошлого и будущего человечества. Есть в Библии и исторические сведения, правда, немногие и неточные, касающиеся в основном древней истории еврейского народа и частично – других народов Средиземноморья. Есть в Библии и наставления для праведной жизни, и философские размышления.

Библия пережила не просто столетия, а два с лишним тысячелетия и продолжает оставаться вероисповедальным и богослужебным документом двух современных религий – христианства и иудаизма. Многие миллионы людей во всём мире считают Библию священной книгой, в которой всё, что написано, является истиной. Библия используется не только в церкви. Её проповедуют и рекламируют в магазинах, библиотеках, в отелях, аэропортах, штаб-квартирах политических партий, в воинских частях и на кораблях. В политических целях Президент Соединённых Штатов, принимая присягу, обязательно кладёт руку на Библию. Так же поступают свидетели в суде, дающие присягу говорить только правду.

Идеологическое противостояние между религией и материалистической наукой неизбежно существует. Известный английский учёный Бертран Рассел (1872-1970) как-то сказал корреспонденту одной из английских газет: «Вот здесь, на этой полке, у меня стоит Библия. Но я держу её рядом с Вольтером – как яд и противоядие».

А вот как наставлял православное духовенство Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (годы патриаршего служения 1971-1990): «Помните, что без знания Библии и без усвоения её духа пастырское душепопечение не может иметь силы. Поэтому чтение Библии и размышление над ней сделайте правилом всей своей жизни. И тогда эта святая книга будет открывать пастырю всё нужное для утверждения нашей веры и для христианского воспитания пасомых».

Библия изучается уже много веков. Над библейской тематикой постоянно трудятся богословы, историки церковные и светские, философы, историки литературы во многих странах. Только библиографических периодических изданий по библейской тематике в мире насчитывается более пятидесяти.

Уже давно сложилась наука по изучению Библии – библеистика. Считается, что основы современной библеистики заложил знаменитый философ Барух Спиноза (1632-1677), за что, по преданию, был изгнан из Амстердамской синагоги. Наука Нового времени (XVI – XVII века) дала возможность читать самую великую книгу – книгу природы, что весьма недвусмысленно поставило под сомнение познавательное значение Библии.

В нашей статье мы сообщили основные сведения о структуре и составе Библии. Изложить содержание этой «книги книг» мы смогли лишь в самом общем виде. Подробное изложение содержания Библии оказалось бы для нас совершенно невозможным по двум основным причинам: во-первых, потребовались бы сотни страниц текста; во-вторых, единого понимания библейских текстов не существует, разные экзегеты (толкователи) дают им разные объяснения, вкладывая в них разный смысл в зависимости от собственного понимания, мировоззрения и опыта.

Мы предполагаем, что среди наших читателей ещё найдутся люди, которые не знакомы с Библией. И мы рекомендуем этим людям: прочтите эту книгу, подумайте над её содержанием. Русская пословица правильно говорит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы рекомендуем это не для того, чтобы вы утвердились в вере христианской. Для этой цели Библия совсем мало подходит. Мы советуем прочитать эту древнюю книгу для того, чтобы поразмыслить над жизнью, задуматься над её проблемами, над тем, почему в мире до сих пор торжествует зло, почему многие стороны человеческой жизни столетиями и даже тысячелетиями не улучшаются, хотя Бог в заповедях, во всём Его учении указывает людям, как это нужно делать, а Православная (как и католическая) церковь постоянно несёт эти Божии указания в массы верующих и неверующих.

Полагаем, что любой читатель в здравом уме и твёрдой памяти отнесётся к тем разделам и книгам Библии, где описываются разные чудеса и фантастические картины так, как нужно относиться к чудесам. Этот религиозный чудесный флёр в Библии неизбежен. Чего же мы хотим от «пророков», писавших эти книги три, если не четыре тысячи лет назад! Но, повторяем, этими сказками не исчерпывается содержание Библии. Другое дело, что мифы и чудеса, описанные в Библии, могут современного грамотного верующего сделать атеистом. Но об этом пусть думают христианские богословы.

Мы же приглашаем читателей поразмышлять над мудрыми указаниями и советами, содержащимися в Библии, вне зависимости от их авторства.

Возьмём, например, Нагорную проповедь Иисуса Христа. Христиане считают эту проповедь ядром учения Христа. В ней Христос учит заповедям блаженства, разъясняет заповеди Ветхого завета «Не убивай» и «Не прелюбодействуй», а также заповедь «Не преступай клятвы». Требования Христа к выполнению этих заповедей очень высоки. Например, Христос говорит, что всякий, «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём…» А что касается клятвы, то Христос рекомендует вообще не давать никаких клятв, а давать слово ваше: да или нет, «а что сверх этого, то от лукавого».

Ветхозаветный призыв: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» Христос меняет кардинально и говорит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?»

Нагорная проповедь содержит и такое указание: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?»  «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом и закон и пророки».

В заключение проповеди Христос предостерегает людей: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».

Полный текст Нагорной проповеди вы найдёте в Евангелии от Матфея (5:2 – 7:1-14).

Вчитайтесь в пророчество Исаия (Ветхий завет, 11:4-9): «Он (то есть Иисус Христос) будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине... Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детёныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида...»

Вот какой прекрасный мир, какую идиллическую картину нарисовали и хотели видеть древние люди, далёкие наши предки. Исполнилось ли это их желание? Ответ на этот вопрос знает каждый из ныне живущих. Вместо идиллии, братства, любви между людьми мы видим на Земле через три тысячи лет после ветхозаветного пророчества общество, живущее почти по принципу «человек человеку волк».

Если это сильно сказано, то подумайте, имеются ли общие черты у нашего современного общества (мы имеем в виду не только Россию) с тем обществом, о котором говорил апостол Павел во втором послании к Тимофею. Имея в виду будущие «времена тяжкие», апостол пишет, что люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... к сим принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающие во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины». (2-е Тим. 3:2-9 и далее).

Скажите, уважаемые читатели, вы таких людей около себя не встречаете? А если встречаете, то подумайте, почему они на каждом шагу встречаются в нашем олигархическом рыночно-капиталистическом «свободном» обществе. А если подумаете, то у вас наверняка возникнут мысли о том, что и как нужно делать, чтобы таких людей стало меньше (совсем исчезнуть они не могут по законам природы и законам диалектики, а законам Божиим они почему-то не подчиняются).

Без сомнения, вы с интересом прочтёте в Новом завете послание апостола Павла к Римлянам, его мудрые советы и наставления, такие, например, как: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщения, Я воздам, говорит Господь». «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья. Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром».

Не все наставления апостола Павла кажутся нам бесспорными. Вот, например, такие сентенции: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены… Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро». И так далее (Матф. 12:15; 13:4).

Мы-то знаем, что власти не от Бога, а от политических манипуляций не совсем честных и добросовестных людей. Но ничего не поделаешь, нужно подчиняться, таков закон человеческий.

Ну и, конечно, вы не сможете оставить без внимания очень оптимистичное пророчество Михея из Ветхого завета (4:11-8; 5:7). Он так говорит о грядущем царстве, о Мессии:

«И будет он судить многие народы и обличит многие племена в отдалённых странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать...»

Что тут можно сказать... Может быть, это пророчество и сбудется, когда Мессия (Христос) вторично придёт на Землю и лично займётся разоружением. А пока что пророчество Михея не сбылось. Мечи перековали, это верно. Но перековали не на орала, а на пушки, пулемёты, танки, а позднее – на самолёты, авианосцы и атомные крейсеры с ядерными баллистическими ракетами. Народы постоянно и упорно учатся воевать с помощью перечисленных средств массового уничтожения. Вот вам и пища для размышлений.

И ещё много интересного и полезного для размышлений содержится в Библии. К примеру, почему Бог так немилосердно поступил с избранным Им же народом Израиля: много раз отдавал его в руки врагов за не такие уж и большие грехи, а в ХХ веке допустил, чтобы фашистский режим Германии приступил к реализации чудовищного плана геноцида еврейского народа. Кстати, научный историко-критический анализ Библии показывает, что богоизбранность еврейского народа – не более, чем фикция.

Полагаем, что мы убедили наших читателей в том, что Библию полезно изучать как интересное религиозно-историческое и фольклорно-литературное произведение.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".



 Просмотров: 4146

 ← Из истории христианизации Руси. Православие. Основы вероучения и отправление культа.