![]() Православие. Основы вероучения и отправление культа.Тема: Религии мира
4.3. Основы вероучения и отправление культа.В основе вероучения Православной Церкви лежит символ веры, т.е. основные положения вероучения, принятые Первым Никейским собором (325 г.) для всего христианства. Вероучение Православной Церкви признаёт как Священное Писание, так и Священное Предание. Священным Писанием являются книги Библии, в основном входящие в состав Нового завета. В православии, как и в католицизме, считается, что книги первой части Библии (Ветхий завет) написаны пророками Авраамом, Моисеем и другими ещё задолго до рождения Христа. Книги Нового завета, согласно христианскому учению, написаны апостолами, т.е. первыми учениками Христа и первыми проповедниками Его учения. Слово «апостол» означает «посланник». К Священному Преданию относятся рабочие документы вероучения, например, Катехизис, представляющий собой подробное наставление христианину по православной вере с изложением сути и значения веры и Божественного откровения, а также порядка изучения Символа веры. Священное Предание составляют также послания патриархов, жития святых, обряды и обычаи церкви. Священное Предание было первоначальным способом распространения христианского учения. Церковь считает, что поскольку сначала не было книг, сам Иисус Христос своё учение передал своим ученикам словом и примером, а не книгой. Православная Церковь считает себя единственной, кафолической (т.е. правильной, православной) церковью, основателем и главой которой является сам Иисус Христос. Главное содержание православной догматики заключается в вере в единого Бога, олицетворенного Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Православные верят в воплощение Бога в Иисусе Христе, в Его смерть на кресте, а затем Его телесное воскресение, вознесение на небо и предстоящее второе пришествие, когда произойдёт всеобщее воскресение и начнётся «жизнь будущего века». Иисус считается Истинным Человеком, во всём, кроме греха, подобным обычному человеку. В нём соединены два Естества «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно». Как и в католицизме, в православии признаются канонизированные святые, которым верующие могут молиться и через их посредство обращаться к Богу. Православная церковь не признаёт ряд догматов Римско-католической церкви, в том числе: догмат о непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном вознесении Божией Матери. Православные отвергают догмат о непогрешимости папы римского в вопросах вероучения и морали, а также его притязания на главенство над всем христианским миром. В православной церкви совершаются следующие семь таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, Бракосочетание и Елеосвящение. Считается, что через эти семь таинств Святой Дух изливает свои дары и благодать на души верующих, которые подвергаются таинствам. Указанные таинства пришли из латинского богословия в конце XVI века и стали традиционными в православии. Православное богослужение совершается в четыре богослужебных круга: суточный круг, седмичный круг, неподвижный годовой круг и подвижный годовой круг, сформировавшийся вокруг праздника Пасхи. Важнейшим богослужением в православии является Божественная литургия (в России раньше в простонародии называвшаяся «обедней»). Во время Божественной литургии совершается Евхаристия – важнейшее после Крещения таинство. Возможны следующие формы богослужения: - Всенощное бдение; - Часы (церковная служба); - Литургия; - Вечерня; - Повечерие; - Утреня; - Полунощница. Среди праздников Пасха в православии занимает совершенно особое и исключительное положение. От Недели Пасхи начинается литургический год. Другие великие праздники: Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Рождество Богородицы — 8 (21) сентября; Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово — 25 декабря (7 января); Крещение Господне — 6 (19) января; Сретение Господне — 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий; Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий; День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий; Преображение Господне — 6 (19) августа; Успение Богородицы — 15 (28) августа. Недвунадесятые великие праздники: Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября; Обрезание Господне и память свт. Василия Великого [3] — 1 (14) января; Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля); День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля); Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября). Православие, по мнению отцов Церкви, является подлинным апостольским христианством по прямому наследованию. Оно обладает своими специфическими чертами, впитав в себя и эллинизм прежних веков, и национальные особенности страны, где оно исповедается. В частности, Русская Православная церковь особенно выразительно показывает это своей национальной и церковно-обрядной самобытностью. Но ничего общего с национализмом в современном понимании этого слова Русская Православная церковь в своём вероучении, а тем более, в своих действиях не имеет и никогда не имела. При этом отсутствие религиозного фанатизма, веротерпимость и уважение к представителям других церквей и религий всегда были характерными чертами русского православия. Основой православного вероучения являются Евангелие и постановления первых семи Вселенских соборов. Каких-либо других символических книг, кроме традиционных документов вероопределительного и обрядно-исполнительного характера, православная церковь не использует. На всём своём историческом пути православие соответствовало изначальным канонам христианства и демонстрировало свою жизнеутверждающую силу. На протяжении столетий не изменяясь в своей сути, оно никогда не исчерпывалось в своей полноте. В ряде стран и, в первую очередь, на Руси православие оказалось важным государствообразующим фактором. В религиозном смысле Москва стала своеобразным третьим Римом. Эту старинную формулу православные богословы предлагают понимать так: первый Рим изменил, второй (Константинополь) пал, на их место пришёл третий Рим – Москва, а четвёртому не бывать.
Богослужение в православных храмах, особенно в религиозные праздники, проходит торжественно, часто сопровождается хоровым пением. Убранство храмов, одеяния священнослужителей сохраняют красоту, унаследованную от византийской роскоши, стены и потолки храмов покрываются фресками и росписью (обычно на библейские темы). В больших соборах иконы и картины часто представляют собой настоящие шедевры живописи и иконописи. Церковная архитектура в православии демонстрирует выдающиеся достижения русских и иностранных мастеров. Такие шедевры церковного зодчества, как собор Василия Блаженного и Успенский собор в Москве, Исаакиевский собор и храм Спаса-на-Крови в Петербурге или Софийский собор в Киеве, по своей красоте, величию и функциональной завершённости ничем не уступают самым известным соборам католической церкви в Риме, Париже, Кёльне или Мадриде. Понятно, что высокий архитектурный уровень таких сооружений оказывал положительное влияние на развитие всей городской архитектуры в Европе. Выше мы назвали основные различия в догматике православия и католицизме. Они, с точки зрения христиан обеих этих конфессий, довольно значительны. Католики, например, экзальтированно, до самозабвения почитающие Деву Марию, не видят глубокого почитания Богоматери у православных и упрекают их за это. Не берёмся судить о справедливости или несправедливости таких упрёков. В процессе отправления таинств в православии тоже много отличий по сравнению с католической церковью, начиная с формы главного символа христианства – Креста Господня и одеяния священников, кончая порядком принесения верующими молитв Богу. Христианские теологи придают большое значение догматическим расхождениям двух конфессий, а отличия в культовых обрядах считают второстепенными. Но и православная, и католическая вера – это в сущности одна вера. Догмы и православных, и католиков основаны на вере в невероятные мифы, собранные в самой большой по объёму книге под названием Библия. Диалог между двумя христианскими церквями ведётся уже давно, но без ощутимого эффекта. Интересно отметить, что взаимные анафемы 1054 года (год «великого раскола») были сняты первосвященниками обеих церквей только в 1965 году, то есть через 911 лет. Можно предположить, что окончательное примирение православной и католической церквей состоится ещё через тысячу лет, когда, возможно, на Земле уже не будет никакой – ни христианской, ни какой-то другой религии. Но не будем заглядывать так далеко вперёд. © А.И. Каланов, В.А. Каланов, Просмотров: 11070 ← Библия – основной канонический документ православия. Распространение и состав мирового православия. →
|