Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Распространение и состав мирового православия.


Тема: Религии мира


Обновлено: 1.11.2012 - 02:58

4.2. Распространение и состав мирового православия.

Исторически сложилось так, что православие, зародившись в Византии, распространилось среди греков, других балканских народов – болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын, среди восточных славян, в первую очередь среди русских, белорусов и украинцев. Православие распространилось также среди народов Кавказа – грузин, осетин, абхазов, армян, а также среди молдаван и гагаузов. Многие народы, входящие в состав России, также исповедуют православие, например, марийцы, мордва, удмурты, чуваши, коми, якуты и др.

К странам, где православное население составляет большинство, относятся Белоруссия, Болгария, Греция, Грузия, Кипр, Македония, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Украина, Черногория. Православие исповедует также некоторая часть населения в таких странах, как Босния и Герцеговина, Казахстан, Киргизия, Чехия, Словакия, Польша, Финляндия, Япония, Эстония, Латвия, Литва.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Начиная с конца XX века православие начинает постепенно распространяться в Китае, Корее, Таиланде, а также в некоторых государствах Африки южнее Сахары.

Интересно отметить, что если русские, белорусы и украинцы приняли христианство в 988 году, то осетины – в 916 г., болгары – в 865 г., а грузины – уже в 319 году.

Мировая православная церковь представляет собой сообщество поместных церквей – автокефальных и автономных. Каждая автокефальная церковь – это полностью самостоятельная церковь, независимая в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной церкви.

После раскола христианской церкви возник так называемый порядок старшинства чести поместных церквей, на основании которого составлялись диптихи, т.е. списки, в которых церкви располагались в порядке «старшинства чести». По какому принципу составлялись эти диптихи, известно только составителям, - руководителям патриархатов.

В качестве примера приведём диптих Московского патриархата, составленный в конце XX века:

Автокефальные церкви:

- Константинопольская;

- Александрийская;

- Антиохийская;

- Иерусалимская;

- Русская;

- Грузинская;

- Сербская;

- Румынская;

- Болгарская;

- Кипрская;

- Элладская (Греческая);

- Албанская;

- Польская;

- Чешских земель и Словакии;

- Американская и Канадская.

Автономные церкви:

- Синайская;

- Финляндская;

- Японская;

- Китайская.

Таким образом, Московский патриархат признаёт 15 автокефальных и 4 автономных православных церкви. Для сравнения: в диптихе Константинопольского патриархата значится 14 автокефальных церквей. Американская и Канадская церковь в качестве автокефальной Константинопольским патриархатом не признаётся. Что касается автономных церквей, то в диптихе Константинополя их значится только три: Синайская, Финляндская и Эстонская (апостольская).

Размещение приходов поместных церквей обычно совпадает с границами национальных образований. Например, Московский патриархат распространяет свою юрисдикцию на территорию стран, входивших в состав СССР, кроме Грузии, которая считает себя канонической территорией Грузинского патриархата. Но так происходит не всегда: этот вопрос какими-либо правовыми нормами не регулируется. Поэтому некоторые церкви Константинопольского, Антиохийского, Сербского и других патриархатов имеют епархии и приходы за пределами основных своих национальных территорий, а другие церкви (Кипрская, Элладская, Александрийская, Иерусалимская) таких структур не имебт.

Порядок предоставления церквям права автокефалии не регулируется какими-либо общепризнанными нормами. Московский патриархат считает, что всякая автокефальная церковь должна иметь право предоставлять автокефалию церквям, входящим в пределы её юрисдикции. Константинопольский патриархат оспаривает такую точку зрения, полагая, что автокефалию может предоставить только вселенский собор.

Со времён Первого Родосского Всеправославного совещания (1961 г.) ведётся подготовка Всеправославного собора, на котором можно было бы решить накопившиеся общецерковные вопросы. В какой степени подготовлен такой собор и когда он сможет собраться, пока ещё неясно.

Помимо автокефальных церквей, признанных мировым (вселенским) православием, существуют ещё так называемые истинно-православные церкви (ИПЦ). Они представляют собой ряд объединений, претендующих на то, что они исповедуют истинное православие, хотя отличий в вероучении по сравнению с церквями мирового православия практически не имеют. Из-за неприятия формы экуменических контактов между официальными церквями, «истинно православные» церкви не имеют евхаристического общения с церквями мирового православия, а поэтому последними не признаются в качестве канонических. ИПЦ возникли в Греции и России в результате церковных расколов 1920-х годов.

Численность прихожан ИПЦ в сравнении с поместными церквями мирового православия совершенно незначительна.

Что касается общей численности православных верующих, то она оценивается не менее, чем в 300 миллионов человек. Более точно определить эту цифру невозможно, так как в ряде стран учёт верующих не ведётся.

Кроме «истинно-православных» церквей следует упомянуть о старообрядческих церквах, т.е. таких, которые отвергли реформу Патриарха Никона (XVII век) и не имеют евхаристического общения с поместными православными церквами. Московский патриархат не признаёт каноническое право епископата Русской православной старообрядческой церкви.

И ещё одно понятие: старостильные церкви. Так называются «истинно-православные» церкви в Греции, Румынии, Болгарии, Финляндии и на Кипре, сохранившие для своей работы старый юлианский календарь и по этой причине утратившие евхаристическое общение с поместными православными церквами.

В заключение назовём два течения в Русской православной церкви: поповство и беспоповство.

К поповству относятся: Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие, Австрийская иерархия) и Русская древлеправославная церковь (Беглопоповское согласие).

К беспоповству относятся: Древлеправославная поморская церковь; федосеевцы; спасовцы и нетовцы.

Оба течения не признаны вселенским православием. Существуют религиозные объединения православной традиции, которые называют себя автокефальными православными церквами, но не признаны в качестве таковых поместными церквами мирового православия по причине их неканонической структуры. Среди них такие церкви, как:

- Белорусская автокефальная православная церковь;

- Македонская православная церковь;

- Могленская православная болгарская архиепископия (считает себя частью Болгарской православной церкви).

- Черногорская православная церковь;

- Украинская автокефальная православная церковь;

- Украинская православная церковь (Киевский патриархат);

- Украинская автокефальная православная церковь каноническая.

Как видим, до полного единства в православии ещё далеко.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".



 Просмотров: 5097

 ← Православие. Основы вероучения и отправление культа. Православие. Происхождение. Основные институты.