Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Христианство. Истоки и сущность христианства.


Тема: Религии мира


Обновлено: 19.07.2012 - 00:20

1. Истоки и сущность христианства.

Христианство является одной из трёх так называемых мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). В качестве самостоятельной религии христианство возникло в I веке нашей эры в восточных провинциях Римской империи и по своей сути сначала представляло религию угнетенных рабов и бедняков. Эта религия воспринималась в те времена как надежда на лучшую судьбу для покорённых и рассеянных Римом народов.

Истоки христианства берут начало из глубокой древности. В рабовладельческом обществе Древней Греции с конца 7 века до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе начиная со 2 века до н.э. начали развиваться первые философские учения. Основой этих учений были зачатки знаний об окружающей природе и человеке, а также различные мифы и предания. На этом фоне возникали различные типы мировоззрения. В эпоху Римской империи, когда обострились противоречия рабовладельческого общества, у народных масс возникает стремление к религиозному самозабвению и утешению. Различные религиозные культы, верования и учения в избытке поступали тогда с Востока на Запад. Среди этого потока широкое распространение получили верования, возникшие в Палестине в устной традиции, по оценкам историков, уже в XI-X веках до н.э. Это были верования в единого бога Яхве, в отличие от языческих верований во множество богов. Около IX века до н.э. появились первые письменные документы нарождавшейся религии. Это были древнееврейские тексты, часть из которых вошла потом в Библию, точнее, в её наиболее древний раздел – Ветхий завет. Впоследствии Библия стала основным каноническим документом христианской религии.

Вероучение христианства основано на греко-римской религии и содержит в себе много элементов иудейской веры. Это не значит, что христианство взяло из этой веры в неизменном виде её догматику и этику. На первых порах христианство испытало заметное влияние античных философов Филона Александрийского и Сенеки. Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) – римский философ, который занимался, в частности, разработкой моральных и религиозно-этических вопросов учения стоиков. Как известно из истории, Сенека был воспитателем императора Нерона и покончил жизнь по приговору этого жестокого деспота. Христианство, как указывал Ф. Энгельс, «возникло... из смеси обобщенной восточной, в особенности еврейской, теологии и вульгализованной греческой , в особенности стоической, философии.»

Читатели должны понимать, что рассматривать философию стоиков мы здесь, конечно, не имеем возможности.

Первые христианские общины и секты состояли преимущественно из бедных, обездоленных людей, которые в новой религии могли получить утешение и обрести надежду на избавление от рабства и нищеты. Римские монархи с помощью первых христианских епископов умело использовали преимущества христианства по сравнению с языческих многобожием и идолопоклонством и уже к IV – началу V веков сделали христианство государственной религией. Это стало ясным уже на Первом Никейском вселенском соборе, созванном императором Константином в 325 году. «Вселенский» означает, конечно, не всемирный и тем более не охватывающий всю Вселенную, а всеимперский, т.е. созванный со всех районов империи. На этом соборе, проходившем в городе Никее (ныне турецкий город Изник), епископы Христианской церкви Римской империи выработали и приняли в первой редакции символ веры в объёме 20 канонов, обязательный для всех христиан, т.е. основные положения вероучения ортодоксальной христианской церкви. Непризнание и несоблюдение символа веры стало с тех пор караться как государственное преступление.

Рассматривать вопросы богослужения и вообще порядок отправления христианского культа мы не будем, потому что для этого потребовалась бы отдельная работа на нескольких сотнях страниц. Ведь христианство делится на три основные ветви: католицизм, православие и протестантизм. Последний, в свою очередь, делится на несколько видов. Каждое из этих подразделений христианства соблюдает свой порядок богослужения, имеет свою религиозную символику, свои культовые здания, соответствующее облачение священнослужителей и т.д.

Несмотря на эти различия в основе вероучения всех христиан лежит единая догматика. Рассмотрим сущность христианства, заложенную в его вероучении.

В христианском вероучении главным является то, что Иисус Христос, сын Божий, за грехи людей принёс искупительную жертву: был распят на кресте по приказу римского наместника в Иудеи Понтия Пилата, но через три дня после казни воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как бы показав тем самым возможность воскрешения своих последователей.

Христиане верят, что грядет (наступит) второе пришествие Христа на землю, и тогда состоится Страшный суд над живыми и мёртвыми. Праведники обретут жизнь вечную в Царстве Божием, а грешники отправятся в ад на вечные мучения. При этом христианину не обязательно иметь большой реальный грех, например, убийство, грабёж и т.п., чтобы не пройти в Царство Божие. Достаточно быть просто не твёрдым в вере.

Таким образом, счастье и блаженство переносятся в потусторонний мир, а на земле человек должен терпеливо, безропотно переносить все тяготы и лишения, все несправедливости. Ведь Господь терпел муки за всех нас, за все наши грехи. Надо верить в Него, молиться Ему, любить Его. Кстати, по утверждению Иоанна Богослова, в этом состоит первая и самая главная заповедь Христа.

Вообще вера в загробную жизнь (воскрешение) в определенной мере освобождает человека от страха смерти, заменяя его страхом перед карой за совершенные при жизни грехи. Поэтому в христианской этике использовался девиз философов-стоиков memento mori (помни о смерти) как призыв к покорности, терпению, а также к добрым делам.

Человеку не нужно печалиться и страдать в земной жизни из-за того, что он беден. Ведь Бог обещает, что бедные будут в раю при условии, естественно, что они праведники. А богатому рая не видать: как верблюд не пройдёт через игольное ушко, так и богатый не войдёт в Царство Небесное. Это означает, что в «Священном писании» осуждается богатство в реально существующем мире. При этом Христос не призывает отобрать у богатых их имущество силой, а предлагает богатым раздать своё имущество и стать бедняками, что приблизило бы богатых к праведникам. Другими словами, Христос не призывает к мятежу, к революции. Он против этого. Это обстоятельство идеологии коммунизма считали большим недостатком в учении Христа. Полагаем однако, что, пожав плоды революции в России, многие из этих идеологов наверняка изменили своё мнение.

И ещё об одном важнейшем постулате христианского учения. Верующим внушается, что всякая власть – от Бога, а поэтому к рабам требование одно: повинуйтесь хозяевам своим и терпите! Это и понятно: в те времена, когда сочинялась Библия, рабовладельческие отношения считались нормальными и естественными. Когда рабовладельческий строй был заменён феодальным, а затем капиталистическим, классовое расслоение общества всё равно осталось, а значит, осталось неравенство в обществе. И это неравенство освящается Библией как непреходящее благо жизни. «Всякая душа, - призывает апостол Павел, - да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Римлянам, 13:1-2).

В России, например, императора считали помазанником Божиим, а сущность государственного устройства при Николае I и в последующем сводилась к формуле: «Самодержавие, православие, народность». Самодержавие, как видите, всё же доминировало. Забегая вперёд, укажем, что православие – это одна из ветвей христианства.

Рассказ о сущности христианства мы начали с того, что, согласно Библии, Иисус Христос пошел на мученическую смерть за грехи людей. Но мы не сразу поняли, за какие именно грехи людей Господь пошел на смерть, какие грехи человечества Он искупил своей смертью на кресте?

В древние дохристианские времена люди, конечно, совершали много грехов. В первую очередь, это были непрерывные жестокие войны между племенами и народами, в ходе которых было пролито много крови, когда убивали не только воинов, но и беззащитных, ни в чём не повинных людей, в том числе женщин и детей. Были и другие преступления, которые с христианской точки зрения были грехом. Но об этом прямо и конкретно в Библии не говорится. Авторы Священного писания историчности предпочли мифологию. И это вполне сработало в те далёкие времена, когда основная масса людей обладала самыми примитивными, первобытными представлениями об окружающей природе и о своей собственной. Поэтому в Новом завете *) миф о грехопадении и первородном грехе Адама и Евы избран в качестве центрального события мировой истории. Оказывается, что вся причина человеческих страданий и вообще неустроенности жизни человечества в том, что оно изначально греховно. И грех этот совершили два первых человека на Земле: мужчина Адам и женщина Ева, а за ними снежной лавиной посыпались грехи других людей.

Для авторов христианских канонов было, вероятно, не таким уж важным то обстоятельство, что не будь грехопадения Адама и Евы, не было бы на свете больше ни одного человека, и некого было бы спасать или судить. Да и спасителя не было бы, ибо, как утверждает Библия, Христос – это Бог, но одновременно и человек.

Через много веков после появления Нового завета, когда отцы христианской церкви, видимо, уже достигли большой пасторской мудрости, они официально утвердили догматы о первородном грехе и чистилище. Произошло это в торжественной обстановке на Тридентском вселенском соборе (1545-1563). Заодно на этом же соборе был предан анафеме Протестантизм.

Кстати, в иудаизме грехопадение Адама и Евы тоже упоминается, но там этому большого значения не придаётся.

Итак, причина грехов человеческих, зла и несправедливости на Земле установлена совершенно определённо, хотя и с достоверностью древнего мифа. Но святые апостолы доводят библейский сюжет до кульминации, до состояния высшего драматизма: за первородный грех и последующие грехи людей на заклание идёт сам Бог. На вере в описанные события и держатся основные догмы христианства.

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА.
ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА.

Но событием воскресения Христа смерть побеждена, и апостол Павел восклицает с радостью: «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?» Значит, зло можно победить. И это главное. Христианство потому и стало религией, что верующие находят в ней надежду, перспективу на улучшение их земной жизни, на преодоление и устранение зла, которое почему-то господствует в мире. Пусть не все уверены в существовании загробной жизни, всё же многие верующие надеются в душе заслужить право на жизнь вечную и одновременно боятся кары за грехи после смерти. Поэтому верующие принимают христианскую религию, считают её важной для себя. У них появляется стремление избегать греховных поступков, выполнять заповеди Христа **) касающиеся не только показного благочестия, но и достойного поведения в жизни, что придаёт жизни определённый смысл. В связи с этим нельзя отрицать определённого положительного влияния христианского учения на духовное воспитание людей, на эту важную сторону общественного сознания.

С другой стороны, христианская религия, как и любая другая, уводит сознание людей в область иллюзий, или же порождает эсхатологические настроения безысходности и безразличия. Религиозные и философские положения христианского учения не имеют сколько-нибудь достаточного логического обоснования. Мировоззренческие позиции науки и религии остаются противоположными, хотя мы и наблюдаем в последнее время (во всяком случае, - в России) большую толерантность в их взаимоотношениях.

Христианство на первых порах подвергалось преследованиям и гонениям. Язычество, господствовавшее в течение тысячелетий над религиозным сознанием людей, не сразу уступило свои позиции. Первые христиане были расколоты на многочисленные секты, часть из которых уже давно не существует, а некоторые действуют до сих пор, пройдя через этапы различных изменений.

Первые христианские церкви были основаны в Палестине уже в 30-х годах н.э. Потом они появились на севере Африки и на западе Европы. До нас не дошли сведения о том, как эти церкви были устроены, как они функционировали. Известно только, что со времён императора Константина (начало IV века) в Римской империи началось более терпимое отношение к христианам, многие римляне были обращены в христианство.

Исторически и теологически христианство исследуется с того момента, когда Первый Никейский собор (325 г.), созванный императором Константином, определил роль христианства как государственной религии. Тот факт, что через триста лет после своего возникновения христианство стало признанной государственной религией Римской империи и до настоящего времени сохраняет статус одной из основных мировых религий, оказывая существенное влияние на политику государств и духовную жизнь народов, говорит, с одной стороны, о некоторой привлекательности этой религии для верующих, а, с другой стороны, о высокой степени согласованности между постулатами христианства и интересами властей и правящих классов в течение всего времени существования этой религии.

Даже научно-технический прогресс последнего времени, огромные достижения естественных наук, подъём культуры и образовательного уровня населения привели лишь к несущественному снижению числа верующих христиан. Что же касается России, то здесь в последние десятилетия число верующих значительно увеличилось. По приблизительным данным «Справочника необходимых знаний» (изд. Алгос-Пресс, 1995), число верующих Русской Православной церкви с 6,8 млн. в 1988 году увеличилось до 10,3 млн. в 1991 году. Такая динамика вполне понятна, если мы примем во внимание обстановку гонения и запретов религиозной деятельности в Советском Союзе. Это лишний раз подтверждает ту истину, что запреты почти всегда дают результат, обратный тому, к которому стремятся власти, использующие политику запретов.

В последние годы, в дни главных христианских праздников руководители России посещают православные храмы. Конечно, это не означает проявления руководителями страны религиозных чувств (они наверняка все атеисты). Скорее это признание заслуг РПЦ в деле нравственного и патриотического воспитания народа, особенно в деле объединения народов России и Советского союза для борьбы с врагами в минувших войнах. И это очень благородно со стороны наших руководителей. С другой стороны, внимание государства к делам церкви, в первую очередь, Православной, выглядит как желание российского руководства загладить вину государства за те гонения и притеснения, которым Церковь подвергалась в жуткую эпоху сталинизма и авторитарного режима, хотя в этих преступлениях современные руководитель России совершенно не виновны. Такое их поведение достойно уважения и оно, без сомнения, находит благодарный отклик как у руководства РПЦ, так и у верующих.

В памяти нашего народа, верующих и неверующих, хранятся имена русских религиозных деятелей, посвятивших свою жизнь укреплению русской Православной церкви и государства. Российского. Их было немало. Назовём для примера имена Сергия Радонежского и патриарха Гермогена. Сергий Радонежский – известный церковный деятель XIV века, основал около 1330-1340 гг. Троицкий монастырь. Этот монастырь играл важную роль в политической жизни Русского государства. В Смутное время Троицкий монастырь выдержал длительную осаду польско-литовских войск с сентября 1608 г. по январь 1610 г., а также оказал значительную помощь первому земскому ополчению и народному ополчению К.М. Минина и Д.М. Пожарского.

Патриарх московский и всея Руси Гермоген в 1606-1612 гг. выступал против избрания на русский престол польского королевича Владислава. Гермоген был заключен поляками в Чудов монастырь, где умер от голода.

Мимо внимания верующих не проходит то обстоятельство, что Русская Православная церковь канонизирует (причисляет к лику святых ) не только ревностных служителей церкви или великомучеников (жертв) веры, но и светских людей, отдавших свои силы и жизнь за отечество, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского и др.

Нам представляется также, что большинство атеистов относится к верующим христианам совершенно терпимо и одновременно испытывает уважение к Русской Православной церкви за её служение народу и отечеству нашему. Конечно, по мнению атеиста, верующий человек заблуждается, его вера в сверхъестественное смешна. Но по-настоящему образованный человек не станет критиковать и унижать верующего за его убеждения. Образованному человеку следует руководствоваться советом Вольтера: «Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям!»

*) Новый завет – одна из главных частей Библии.

**) О заповедях речь впереди.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".

Читайте дальше: Раскол христианской церкви.



 Просмотров: 7290

 ← Раскол христианской церкви. Троица и троичность.