Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:
Интересно знать:

 В начале века в России все члены масонских лож были «под колпаком» ПОЛИЦИИ, но репрессивных мер против них не принималось.

 Сегодня основные центры масонства в Западной Европе, не подменяя партий, активно занимаются политикой.

«Протоколы Сионских мудрецов»

Домыслы о всевозможных «жидо-масонских» заговорах находили благодатную почву даже в тех странах, которые с полным основанием могут гордиться своими демократическими традициями. Французский журнал «Либр пароль», поместив в 1933 году в одном из своих номеров печально известную фальшивку — «Протоколы Сионских мудрецов», заодно обвинил и марксистов в участии в этом заговоре. У нас эти домыслы имеют хождение и сегодня.

Герб влиятельной масонской ложи Чили, в которую входил и президент страны Сальвадор

Герб влиятельной масонской ложи Чили, в которую входил и президент страны Сальвадор.

Первые члены братства «франкмасонов»

Первыми членами братства «франкмасонов» были самые настоящие каменщики, возводившие средневековые храмы и замки. Они обменивались только секретами мастерства.

 

С Днем Победы

Храм «Вольных каменщиков».


 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ.

В последнее время в нашем обществе значительно возрос интерес к масонству, его истории и месту, которое сегодня занимает это религиозно-этическое, не чуждое политике движение. Разброс оценок масонства велик. В кругах специалистов преобладает мнение, что движение это весьма неоднородное, что ему в различные исторические периоды и в разных странах были присущи как прогрессивные, так и реакционные тенденции. Но нередко встречаются и оценки иного рода, авторы которых отождествляют масонство с реакцией. В кругах, зараженных антисемитизмом, оно однозначно характеризуется как «жидо-масонский заговор». С изложением своей точки зрения на масонство выступает известный российский исследователь движения, доктор исторических наук Олег СОЛОВЬЕВ.

Приём новых членов в ложи издавна был обставлен многочисленными таинственными ритуалами. К примеру, «новобранцев» вво­дили в зал собраний с завязанными глазами. Многие из этих ритуалов живы и сегодня, причём их по-прежнему держат в секрете.

И поныне версия апокалиптиче­ского «жидо-масонского заговора» широко распро­страняется в печати и на митингах. За рассуждения о ма­сонстве берутся и сограждане, име­ющие о предмете самое поверх­ностное представление. Даже, в своё время, писатель В.Пикуль, оговорившись, что он не специалист, утверждал, что «Главная цель масонов — завоевание всего мира. Большинство масонских символов и ритуалов взято из иудаизма. Рассуждения же масо­нов о свободе, равенстве, братстве — это словесная мишура, призван­ная замаскировать истинные це­ли». И добавлял: «Отрицание люб­ви к Родине, исторической памяти, разрушение семьи, национального и патриотического чувства — одна из основных задач современных масонов». Вам страшно? Как тут и впрямь не напугаться!..

Что же в действительности представляет собою масонство?

Его истоки окутаны дымкой ми­фов, созданных как сторонниками, так и противниками. Слово «ма­сон» с приставкой «фран» (свобод­ный) обозначает в переводе с фран­цузского профессию каменщиков, которые в средние века возводили церковные храмы, рыцарские зам­ки и крепости. Объединялись они в цеховые гильдии, где обменива­лись секретами профессии. Про­шли времена строительства испо­линских храмов и замков, утрати­лось значение этих братств, и в XVII веке в них вступают предста­вители духовенства, крупного дво­рянства, купечества, чиновничест­ва, свободных профессий. Их при­влекали таинственные ритуалы, сложные обряды, но главным бы­ло стремление использовать уже готовую организацию для укрепления и разви­тия более прогрессивного по сравнению с феодализмом буржуаз­ного общества. Родиной современного масонст­ва стала Великобрита­ния. Именно там четыре братства образовали в 1717 году Великую лон­донскую ложу. Через некоторое время ложи возникли в Испании, Франции, Германии, России, Португалии, Швейцарии, во многих колониях, и все они постепенно утратили прямые связи с Лондоном.

Главным документом масонства по сей день считается «Новая книга уставов», утвержденная руководи­телями английской ложи в 1723 го­ду. Она открывалась разделом «О Боге и религии», в котором гово­рилось, что каждый масон «обязан своим призванием повиноваться нравственному закону, и если он хорошо понимает это, то не будет ни тупым отрицателем Бога, ни безбожным развратником». В следующем разделе подчеркивалось: «Каменщик, где бы он ни жил и ни работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен ни вмешиваться в заго­воры против мира и благоденствия народа, ни нарушать своих обязан­ностей по отношению к началь­ству». Основными принципами провозглашались братство челове­чества, равенство и терпимость. А в качестве верховного божества признавался обезличенный «Вели­кий архитектор Вселенной». Основным постулатом была вера в бессмертие души. Новая организа­ция отличалась от существовав­ших тогда сословно-феодальных обществ, что привлекало в нее не­мало гуманистов и вообще людей прогрессивных.

Идеология ордена построена на иудейско-христианских постула­тах. Особое место в ней занимает миф об убийстве архитектора Хира­ма, направленного царём Соломо­ном в Иерусалим для возведения величественного храма. Историче­скую подоплеку мифа исследовате­ли до сих пор не выяснили. Что ка­сается ритуалов, то в них и впрямь немало заимствований из верова­ний древней Иудеи. Видимо, из-за этого многие считают, что масон­ство связано с сионизмом, однако забывают, что иудаизм был первой из трёх позднейших мировых ре­лигий. Ведь именно из него разви­лись сложными путями христиан­ство, а затем ислам. Кстати, Иисус Христос и его апостолы были евре­ями. Основатели масонства и обра­тились в качестве первоисточника не к христианству, а к иудаизму как к более древнему и, по их понятиям, более глубокому вероуче­нию, проникнутому особой мудро­стью.

Впрочем, первоначально нехристиан, а тем более евреев в ложи не принимали, причём во многих культивировался и антисемитизм. Допускались туда только мужчи­ны. Внутри лож были строгие по­рядки, сочетавшие регулярные вы­боры всех руководителей с беспре­кословным подчинением им рядо­вых членов. Приверженцы ордена распознавали себе подобных с помощью особых знаков, прикосно­вений, паролей. Масонство делит­ся и поныне на голубое с тремя сте­пенями посвящения (ученика, под­мастерья, мастера) и красное, в ко­тором для членов установлены 33 степени. Первое в основном зани­мается нравственным совершенствованием братьев, второе — пропагандой и распространением вли­яния ордена, а фактически руково­дит всем масонством. Вновь приня­тые члены подписывали присягу, в которой клялись не разглашать обрядов и характера своей де­ятельности, а также погибнуть от рук своих товарищей в случае от­ступничества. Молва гласит, что нарушителей казнили, но точных данных о физических расправах нет, хотя предателей, видимо, бы­ло немало.

Единого координирующего цен­тра между ответвлениями ордена в различных странах не существо­вало, но связи между ложами под­держивались. Буржуазные идеи гу­манизма и терпимости восприняли далеко не все ложи, и подавля­ющее их большинство разделяло официальные религиозные верова­ния. Тем не менее католическая церковь усмотрела в ордене опасного конкурента и сразу начала против него борьбу. Расхождения с Ватиканом не преодолены и по сей день. Напротив, православие отно­силось к масонству более терпимо и редко выступало с критикой в его адрес.

Масонство как общественное те­чение не осталось в стороне от ре­волюционных и иных крупных со­бытий XVIII—XIX веков. К ордену принадлежали многие деятели, участвовавшие в борьбе американ­цев за независимость и провозгла­шение республики, в том числе Б.Франклин, Дж.Вашингтон, А.Га­мильтон и другие. 50 человек из 57 подписавших Декларацию незави­симости США (1776 год) были ма­сонами.

Новейшими данными опровергнута версия о подготовке масона­ми Великой французской револю­ции. Накануне неё из 700 лож только в четыре входили просветители и видные политические деятели страны — Бриссо, Демулен, Дан­тон, Кондорсе, Вольтер. В самой революции тоже участвовало ма­ло масонов. Одни бежали за грани­цу, другие примкнули к рояли­стам, третьи ушли в подполье. Гла­ва ордена «Великий Восток Фран­ции» (ВВФ) Филипп Орлеанский сложил с себя полномочия и осу­дил масонство, но это не уберегло его от смерти на эшафоте. Ложи считались очагами контрреволю­ции и вместе с тайными общества­ми были запрещены. Только после переворота 9 термидора масоны вышли из тени. Затем на них обра­тил благосклонное внимание На­полеон. После его свержения ма­сонство возглавил Людовик XVIII.

В революциях XIX века масон­ство не играло сколько-нибудь су­щественной роли. Но в Латинской Америке ложи превращались в центры освободительных движений. Многие их лидеры принадлежали к ордену, в том числе Боливар, Ми­ранда, Сан-Мартин, Хосе Марти. Борьбу за воссо­единение Италии также возглавили масоны — Мадзини и Гарибальди. Среди ком­позиторов, писателей, ученых, вступивших в масонские ложи, не­льзя не вспомнить Моцарта, Бетхо­вена, Листа, Гайдна, Сибелиуса, Гё­те, Гейне, Бальзака, Вальтера Скот­та, Анатоля Франса, Киплинга. В молодости в ложи входили Брехт, Эйнштейн, будущий наш акаде­мик-экономист Е.Варга.

Постепенно выявлялись существенные расхождения между поли­тической активностью ведущих масонских центров Франции, Ита­лии, Испании, Бельгии, латиноаме­риканских государств, с одной стороны, и определенной пассивностью ордена в США, Англии, Гер­мании, Австро-Венгрии, сканди­навских странах — с другой, где масонские организации стреми­лись воздерживаться от прямого участия в государственных делах.

Российское масонство, занесен­ное к нам из Англии, действовало легально или полулегально с 1730 по 1822 год. Ложи насчитывали до 3—4 тысяч человек из аристокра­тии, офицерства, чиновничества, купечества. Отличаясь привержен­ностью самодержавию и крепост­ничеству, ложи в то же время являлись и объединениями фрон­дировавшей вельможной знати. С восшествием на престол Алексан­дра I захиревшие было ложи стали возрождаться, появились и новые, деятельность которых протекала под надзором полиции. В 1815 году единое ранее масонство раздели­лось на две новые «великие ложи», которые стремились к нравствен­ному совершенствованию в «непо­колебимой верности своему го­сударю и Отечеству со строгим ис­полнением существующих в госу­дарстве законов». В братства стали вступать чиновники средней руки, военные, писатели, артисты, а так­же иностранцы. Были там Суворов, Кутузов, Сперанский, Грибоедов, Пушкин, Чаадаев, 23 человека из руководства декабристских орга­низаций, в том числе Пестель, бра­тья Муравьевы-Апостолы, Рылеев. Декабристы надеялись использо­вать масонство для прикрытия сво­их политических целей. Когда же это не удалось, почти все они по­кинули ложи.

К концу 20-х годов XIX века орден в России пришёл в упадок, снизился приток новых членов. Ложи закрывались: их религиоз­но-филантропический характер, откровенное раболепие перед вла­стями не отвечали устремлениям передовой части общества. Общая численность масонов составляла 1500—1800 человек. Под влиянием консервативного дворянства во главе с Аракчеевым и части пра­вославных иерархов Александр I в 1822 году официально запретил тайные общества и масонство. Це­лил он, конечно, прежде всего в первых, но одновременно опасался превращения вторых в очаги анти­правительственной деятельности. Руководители и приверженцы ордена безропотно подчинились.

Затухание масонской деятель­ности в России компенсировалось участием отдельных наших эми­грантов в зарубежных ложах. Так, основоположник анархизма М.А.Бакунин вступил в итальянс­кую масонскую ложу «Социаль­ный прогресс». В оправдание он писал 23 марта 1866 года Герцену и Огареву: «Только, друзья, прошу вас, перестаньте же думать, чтобы я когда-либо серьезно занимался франкмасонством. Это может быть, пожалуй, полезно, как маска или как паспорт, но искать дела в франкмасонерии всё равно, пожа­луй, хуже, чем искать утешения в вине». Разумеется, так думали да­леко не все. Крупный помещик Г.Н.Вырубов, переселившийся в Па­риж, стал учёным-химиком и тре­тьим лицом в тамошнем «Великом Востоке». За ним последовали уехавшие за рубеж видные учёные Е.В. де Роберти и М.М. Ковалевский, изобретатель дуговой электриче­ской лампы П.Н.Яблочков, не­сколько профессоров либерально­го толка.

Немалое воздействие на выра­ботку последующих подходов к масонству оказал раскол нашей интеллигенции в XIX веке на запад­ников и славянофилов по карди­нальным вопросам развития Оте­чества. Первые ориентировались на опыт буржуазной Европы, вто­рые призывали опираться на рос­сийские исторические традиции. Буржуазно-либеральное течение вело за собой значительную часть интеллигенции, в его русле шли многие видные учёные, писатели, артисты, художники. Пожалуй, на­следники славянофилов, именовав­шие себя националистами, не мог­ли похвастаться столь же широ­кой поддержкой интеллигенции, к тому же они зачастую смыкались с реакционным духовенством, а на их правом фланге в начале XX века появилось антисемитское движе­ние черносотенцев. Лидеры по­следних получали деньги из се­кретных фондов Департамента по­лиции. Именно они развязали в своих изданиях кампанию против «жидо-масонского заговора», на­правленного на свержение цариз­ма и уничтожение православной церкви. При этом оперировали аргументами, заимствованными из антисемитских писаний французских авторов, хотя активно не вы­ступали против Всемирной сио­нистской организации (ВСО), осно­ванной в 1897 году.

Сионизм же, как известно, стал идеологией крупной еврейской буржуазии, поставившей своей целью создание для иудеев «право­охранного убежища» в Палестине, принадлежавшей тогда Турции. ВСО стремилась и к установлению полного контроля над еврейским населением для его обособления, отвлечения от политической борь­бы.

Охранка сразу же установила в Вене тайные контакты с основателем сионизма Т. Герцлем, о де­ятельности которого регулярно поступали донесения в Петербург. В России проживала большая часть еврейской диаспоры, а основатели сионизма делали ставку на переселение евреев в Палестину. По этому поводу Герцль вёл ожи­вленную переписку с русским ми­нистром внутренних дел Плеве и добился некоторого содействия царских властей, которые, понят­но, не верили в дьявольские происки сионистов, действовавших по­чти легально.

По инициативе М.М. Ковалевского в Москве в 1906 году была учре­ждена тайная масонская ложа «Возрождение» в составе 9 чело­век. В неё вошли и три члена ка­детской партии. Позднее её руко­водители основали в Петербурге ложу «Полярная звезда». В ней бы­ли 13 кадетов и народных социали­стов — присяжных поверенных, писателей, учёных, артистов. По­явились братства в других городах. Общая численность, видимо, не превышала 100 человек. Поскольку чисто масонская деятельность в российских условиях не могла дать осязаемых результатов, да и за масонами полиция установила слежку, лидеры движения решили примерно в 1909 году распустить братства. Вместо них в следующем году была основана подпольная организация «Великий Восток на­родов России» (ВВР) с выборным органом — верховным советом — в составе трёх человек. Она не получила санкции иностранных цен­тров ордена, не поддерживала с ними официальных контактов и упразднила многие ритуалы. Поэтому её можно считать «нерегу­лярной» организацией политиче­ского масонства. Строилась она по типу малочисленных лож, приме­нявших различные приемы кон­спирации. В сущности, речь идёт о буржуазной группировке, в кото­рую входили видные кадеты (Ма­клаков, Урусов, Некрасов, Степа­нов, Шингарев), прогрессисты (Ко­новалов, Орлов-Давыдов), народ­ные социалисты (Чайковский), меньшевики (Чхеидзе, Гегечкори, Чхенкели), эсеры (Авксентьев, Керенский). Масоны тайком собира­лись для обмена информацией и отработки своих демаршей в Госу­дарственной думе; преобладали русские, но участвовали в этой де­ятельности также несколько евре­ев, украинцев, грузин, армян.

Ставя целью создание широко­го движения против самодержа­вия, масоны в лице Коновалова сделали попытку установить кон­такты и с большевиками через их представителя в Москве Скворцова-Степанова. По указанию Ленина тот встречался с Коноваловым в феврале 1914 года, но взаимопони­мания они не нашли.

В России тогда насчитывалось свыше 40 лож в Петербурге, Моск­ве и других городах. Иногда их члены выступали открыто или завуалированно с масонских позиций, вызывая взрывы ярости в на­ционалистической печати. Все чле­ны масонских лож находились «под колпаком» полиции, но репрессивных мер против них не при­нималось. Группы несколько акти­визировались в годы первой миро­вой войны, приняв участие в подго­товке дворцового переворота для свержения Николая II. Тогда масо­нов насчитывалось примерно 400. Лидеры лож были в основном крупными политическими деятелями либерального толка, и им удалось занять во Временном пра­вительстве прочные позиции. Сама организация резко снизила актив­ность и даже не поставила вопроса о легализации масонства в отли­чие от сионистов, добившихся это­го без труда. Многие ложи распа­лись, другие продолжали действо­вать. В одну из них был, в частно­сти, принят видный эсер Б.Савин­ков.

Октябрьскую революцию масоны встретили враждебно, подавля­ющее большинство эмигрировало, некоторые заседали в белогвар­дейских правительствах, но от­дельные деятели перешли на со­ветскую платформу. Хотя масонство официально не запрещалось, его высший орган и ложи в России полностью прекратили работу. Словом, за весь период легального и подпольного существования ма­сонство так и не вписалось в жизнь нашей страны, не стало двигате­лем общественного прогресса, поборником подлинной демократии.

К началу Октябрьской революции в международном масонстве раскол стал ещё глубже. В услови­ях мировой войны каждый нацио­нальный центр поддерживал либо Антанту, либо противостоявшие ей державы. Неоднозначным было и отношение к Советской России. Масонские лидеры великих держав принимали активное участие в интервенции, в то же время видные масоны из радикал-социалистской и социалистической партий, Лиги прав человека, других организа­ций Франции выступали за призна­ние правительства РСФСР, против интервенции, надеясь на мирное возрождение капитализма в Рос­сии. Делались попытки проникно­вения в Коминтерн и компартии капиталистических стран, что вы­зывало резкое противодействие прежде всего Итальянской социалистической партии во главе с Серрати. Но большевистское руководство и лично В.И. Ленин не дра­матизировали ситуацию. Когда на II конгрессе Коминтерна в июле 1920 года деятели ИСП пытались представить масонов чуть ли не главной опасностью и предложи­ли запретить коммунистам всту­пать во «франкмасонские союзы», это поддержки не нашло. «Усло­вия приёма в Коммунистический Интернационал» даже не содержа­ли упоминаний о масонах. Однако IV Конгресс Коминтерна в 1922 го­ду по докладу Л.Д.Троцкого при­нял резолюцию о положении во Французской компартии. Масон­ство трактовалось там как «чисто буржуазная организация», говори­лось о несовместимости членства в компартии с принадлежностью к ордену. В результате часть видных масонов вышла из ФКП, другие же заявили о разрыве с орденом.

Между двумя мировыми войнами масонство Западной и Восточ­ной Европы лавировало между коммунистическим движением и фашизмом, сближаясь с социал-демократией. Открытые гонения на масонов сперва в Италии, затем в Германии и Испании, вплоть до разгрома их организаций и физиче­ских расправ над лидерами, толка­ли орден к объединению левых сил. Конвент 1933 года «Великий Восток Франции» указал на связь фашистских режимов с «банковс­кими гигантами», подчеркнул не­обходимость сотрудничества со всеми демократическими парти­ями и профсоюзами, потребовал от правительства распустить про­фашистские организации, провести экономические и социальные ре­формы. Масоны в целом поддержи­вали политику Народного фронта. После поражения Франции в 1940 году ее масонская организация бы­ла разгромлена. Масонство было запрещено во всех фашистских го­сударствах, а также в оккупиро­ванных ими странах.

Защиту мирового масонства взял на себя видный член ордена президент США Франклин Д. Руз­вельт. Кстати, этот факт почему-то замалчивается нашими американистами. После второй мировой вой­ны масоны восстанавливают и рас­ширяют свои организации, причём теперь их оплотом стали США. В ложи в своё вре­мя вступили президенты Г.Трумэн, Л.Джонсон и Дж.Форд, джазмены Луи Армстронг и Дюк Эл­лингтон, побывавший на Луне астронавт Эдвин Олдрин.

По доступным данным на 1987 год, в США действовало от 12 до 14 тысяч лож с числом членов до 4 миллионов человек, в Англии — до 550 тысяч, во Франции — до 70 тысяч, в Италии — до 30 тысяч. Всего же в мире насчитывается око­ло 7—10 миллионов « вольных каменщиков », принадлежащих к раз­личным системам, обря­дам и орденам. В соцстранах масоны легально дей­ствовали лишь на Кубе.

Орден по-прежнему ратует за нравственное совершенствование лю­дей в духе веротерпимо­сти и буржуазной демо­кратии, за проведение диалога между различными парти­ями и организациями. Братства в США и Великобритании сохраня­ют веру в «Великого архитектора Вселенной», то есть Бога, офици­ально запрещают своим членам за­ниматься в ложах обсуждением экономических, политических или религиозных вопросов. Однако при великих ложах, имеющихся в каждом штате США, существуют так называемые комитеты исследо­вания, где рассматриваются любые проблемы. И поныне там строго соблюдается принцип расовой сегрегации с отдельными братствами для белого и цветного населения. Есть масонский центр и в Израиле: он был создан английскими члена­ми ордена.

Основные центры ордена во Франции, Италии, Испании, Бель­гии активно занимаются полити­кой. В этом можно убедиться при ознакомлении с органом ВВФ жур­налом «Юманисм» и соответству­ющей французской литературой. Журнал поддерживает политику социалистов, осуждает крайне правых, к коммунистам относится нейтрально. Им подвергалась кри­тике политика Рейгана, направлен­ная на поддержку диктатур в Чи­ли, Парагвае, Уругвае. Журнал вы­ступает за урегулирование между­народных конфликтов, особенно арабо-израильского. Осуждался в мягкой форме советский «тотали­таризм» застойного периода, одо­брялись действия диссидентов.

В заключение следует обратить внимание на ещё один аспект этой проблемы. Ни в произведениях В.И. Ленина, ни других партийных руководителей, кроме Л.Д. Троцкого, о масонстве не упоминается. Но долгое время изучение масонства у нас не поощрялось, в чём мы да­леко отстали даже от дореволю­ционной науки. Версию о «жидо-масонском заговоре» пытались развить монархические круги на­шей эмиграции, объявившие революцию следствием козней евреев и масонов, к которым причисляли Ленина, а также всех партийных лидеров еврейского происхожде­ния. Приводимые аргументы пол­ностью вымышлены, а реальные факты грубо искажены. В тридца­тые годы один из таких идеологов, В.Ф.Иванов, голословно утверждал, что в СССР готовился тайный заговор с целью отстранения от власти Сталина и его группировки. По Иванову, в заговоре участвова­ли масоны, в том числе Троцкий, Зиновьев, Каменев, Радек, Соколь­ников, но Сталин, дескать, нанёс по ним упреждающий удар. Даже версия об инсценировке процессов тех лет, ныне подтвержденная, изображалась Ивановым как «вымыс­лы» масонской печати.

Почему же всё-таки старый антимасонский миф обрёл ныне вто­рое дыхание? Его активно распро­страняют некоторые группы ин­теллигентов- «русофилов», гордо именующих себя наследниками славянофилов, а подчас и выгора­живающих прежних черносотен­цев. К сожалению, их взгляды вос­приняли и некоторые периодиче­ские издания.

Изучение истории и нынешнего состояния масонства свидетельствует о поддержке им общечело­веческих ценностей, пацифизма, гу­манизма и веротерпимости. Да, ма­соны говорят о строительстве об­щего для всего человечества хра­ма. Но они не навязывают своих воззрений силой и не стремятся к мировому господству. С масонскими, как, впрочем, и сионистскими организациями, наши ведомства поддерживали эпизодические свя­зи в информационных целях. Дума­ется, теперь есть предпосылки и для налаживания контактов с масонами по линии народной дипло­матии и общественных организа­ций. Может оказаться позитивным обмен мнениями о решении гло­бальных проблем.

А главное, надо снять препоны в изучении масонства, ибо в этой области сделано пока крайне мало даже за рубежом, что лишь спо­собствует распространению ми­фов.


Олег СОЛОВЬЕВ,
ред. Вдадимир Каланов
ПАРИЖ - МОСКВА
© ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 


Кто же открыл Америку?Секреты Христофора Колумба.Всё же, почему «Америка»?Эрнан Кортес, завоеватель Мексики.Изабелла католическая, королева Испании.Тишайший государь.Станет ли Сибирь 51-м штатом Америки?Храм «Вольных каменщиков».