![]() Православие. Происхождение. Основные институты.Тема: Религии мира
4.1 Происхождение. Основные институты.По численности верующих и территории распространения второй после католицизма ветвью христианства является православие. Православие – направление в христианстве, сложившееся в восточной части Римской империи в течение 1-го тысячелетия н.э. Термин «православие» является переводом с греческого «ортодоксия» и означает «правильное суждение», «правильное учение», «правильное славление». Однако термины «ортодоксия» и «ортодоксальный» никогда не использовались применительно к христианскому учению, сформировавшемуся как православие. Термин «православие» возник в III веке, а со времён императора Юстиниана (VI век) он употребляется для характеристики богословских взглядов, которые считаются полностью соответствующими Евангелию и учению Церкви. Термины «православие» и «православный» в русских летописных источниках до середины XV века почти не встречаются. Ранее этого срока для характеристики веры, которую исповедовали на Руси с конца века, использовались такие эпитеты, как христианская, правая, правоверная, непорочная. При этом эпитет «правоверный» использовался по отношению к христианам, к «христианскому народу». Употребление того или иного термина естественным образом связано с развитием определённых исторических явлений в любом государстве. Предполагается, что по мере создания и укрепления Московского централизованного государства термины «православный» и «православие» всё активнее входят в употребление. Использование термина «правоверный» в летописных источниках и в официальных документах Русской церкви с конца XVI века уже практически прекратилось. На Руси в церковных документах слово «православный» по отношению к вере впервые употребил митрополит Иларион (1037-1050) в «Слове о законе и благодати». Современная православная церковь сформировалась на основе Греко-православной ветви христианства, образовавшейся наряду с Римско-католической ветвью в результате раскола 1054 года, часто называемого в истории христианства Великим расколом. Православная церковь считает началом своей истории I век н.э., так называемые апостольские времена, как, впрочем, и католическая церковь. Иерархия православных священнослужителей имеет три степени: епископ, пресвитер, диакон. Сан священнослужителя любого титула присваивается путём рукоположений, совершаемых старшим епископом. В священнослужители могут рукополагаться только лица мужского пола. Православную церковь возглавляет Патриарх, который избирается Поместным Собором пожизненно. Русскую Православную Церковь (РПЦ) с 2009 года возглавляет Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев). В настоящее время в России церковь отделена от государства, а до революции 1917 года церковь была фактически частью государственного аппарата. Особым институтом в христианстве является монашество. Православные монастыри на Руси издавна имели очень важное значение в экономической, политической и культурной жизни. В монастырских кельях составлялись и переписывались исторические летописи, чтобы, выражаясь пушкинскими словами, «ведали потомки православных земли родной минувшую судьбу». В монастырях осуществлялись переводы на старославянский, а потом и на русский язык документов большого государственного и религиозного значения. Святые Кирилл и Мефодий, подарившие нам азбуку, также были монахами. Вообще монашество – огромная и интересная религиозно-историческая тема. Прежде чем перейти к следующему вопросу, мы хотели бы прокомментировать некоторые термины, которые используются в православной иерархии. Священнослужители – это служители культа, имеющие духовный сан – посвящение в степень священства. Существует три степени священства: низшая – диакон (протодиакон, архидиакон; в монашестве – иеродиакон, архидиакон); средняя – пресвитер (священник, протоиерей, протопресвитер; в монашестве – иеромонах, игумен, архимандрит); высшая – епископ (викарный епископ, правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх). Диакон или дьякон (греч. Служитель) – младшая из трёх степеней священства. Диаконы подразделялись на протодиакона (старший диакон), иеродиакона (диакон-монах) и архидиакона (состоящий при еписопе). Диаконы первоначально вели хозяйство общины, с появлением епископа становятся посредниками между паствой и епископом, затем помощниками при богослужении без права совершения его самостоятельно. Пресвитер (греч. старец, старейший) – православный (и католический тоже) священник. Епископ – в православной и католической церквях – глава церковного округа или епархии, архиерей. Архиерей (греч. начальник священников) – лицо, имеющее высшую степень священства. Митрополит (греч. мать + город) – высшее звание православных и католических епископов. С введением христианства и до XIV века Русская православная церковь представляла собой единую митрополию, находившуюся под юрисдикцией Константинополя. Митрополиты направлялись на Русь Константинопольским патриархатом, а если русское духовенство предлагало свои кандидатуры, то они согласовывались и утверждались в Царьграде. В 1448 году Собор русских епископов впервые самостоятельно избрал митрополита Иону и провозгласил Русскую православную церковь автокефальной. Автокефальная церковь (греч. сам + голова) – церковь организационно независимая от Константинопольского Патриархата и Папы Римского. Патриарх (греч. отец + власть) – высший сан главы самостоятельной Православной церкви, учреждён в 451 году. После разделения христианской церкви на Западную и Восточную этот титул был закреплен за иерархами Восточной (православной) церкви. В России первым патриархом был патриарх ИОВ (в миру Иоанн)(1589—1605 гг.), избранный в 1589 году. © А.И. Каланов, В.А. Каланов, Просмотров: 8423 ← Распространение и состав мирового православия. Краткое заключение по теме «Католицизм» →
|