Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Краткое заключение по теме «Католицизм»


Тема: Религии мира

3.6 Краткое заключение по теме «Католицизм».

Итак, одна из основных ветвей христианства, - римско-католическая церковь, с середины XVIII века превратилась в самостоятельную религиозную конфессию. Католицизм с первых своих шагов претендовал на каноническое первенство во всём христианстве, а папа римский стал считаться наместником Христа на земле или, по крайней мере, - преемником святого апостола Петра.

Непогрешимые с суждениях по вопросам веры и морали, католические первосвященники по-своему интерпретировали требования религиозной и общечеловеческой морали, когда им приходилось бороться за высший церковный пост или когда они подавляли реформаторов и «еретиков» в борьбе за чистоту веры.

Ужасные преступления «святой» инквизиции и позорная торговля индульгенциями остаются тёмным пятном в истории католической церкви.

Католические папы находили опору в таких одиозных организациях, как монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, иезуитов и т.д. Возглавлявших эти ордена фанатиков-изуверов после их смерти католическая церковь канонизировала, т.е. объявляла святыми. По существу это было святотатством, издевательством над святостью, но тогда это было выгодно руководителям католической церкви для усиления своей власти и влияния среди верующих.

Мрачные тени таких людей, как папа Бонифаций VIII (в миру Бенедетто Каэтани), (1294-1303), сместивший обманом, а затем убивший своего предшественника папу Целестина V, казалось бы, могли на много веков покрыть позором католическую церковь. Но ничего такого католическая церковь не испытала, если не считать, что великий Данте поместил Бонифация в восьмой круг ада. Но эта «кара» была лишь художественно-литературным приёмом. Это тот случай, когда приходится сожалеть, что ад на самом деле не существует.

Зато католическая церковь высоко оценила заслуги Бонифация VIII в борьбе за верховенство церковной власти над любой светской властью. К счастью, эта борьба оказалась безуспешной.

Несмотря на такие факты истории, несмотря на очевидные противоречия между христианскими догмами и реальными действиями многих поколений церковников, католическая церковь сумела распространить своё учение во многих странах мира и привлечь на свою сторону миллионы верующих. Добиться этого католической церкви удалось как путём религиозной обработки сознания людей, так и с помощью гибкой политики пропаганды вероучения, миссионерской деятельности и других форм работы, учитывающих состояние и требования жизни современного общества.

Католические теологи длительное время пытаются приспособить к требованиям современной жизни древнее, уходящее корнями в XIII век, достаточно примитивное учение неотомизма. В далёкие XIV-XVII века это было делом не таким уж сложным, если учесть всевластие высших католических иерархов в те времена и минимальный уровень знаний основной массы людей о природе и о самих себе.

Уровень знаний и общий кругозор людей в XX-XXI веках требуют новых усилий для удержания верующих в лоне католической церкви. Такие усилия проявляются, в частности, в виде так называемой социальной программы католической церкви, а также в некоторой демократизации отправления культа.

Уже начиная с конца IV века, когда христианская религия была признана в Римской империи государственной религией, римские папы стремились подчинить себе и светскую власть везде, где укрепился католицизм. Святые отцы наряду с богатствами в виде земель, замков, дорогого оснащения храмов, денежных доходов и т.д. имели в своём распоряжении папские войска, которые использовались как в различных кратковременных межгосударственных конфликтах, так и в длительных религиозных войнах, включая подавление «еретических» сект и восстаний. Не раз бывало, когда войны начинались по приказам, которые папы отдавали монархам-королям и императорам. Разумеется, это всегда делалось в интересах католической церкви и её первосвященников.

Но подобные действия католической церкви остались далеко в прошлом. Сфера деятельности католицизма за последние 120-150 лет значительно сузилась. Однако влияние католической церкви на сознание и духовную жизнь людей остаётся всё ещё значительным, особенно в странах, где католицизм традиционно является самой распространённой религией (Испания, Италия, Франция, Польша и др.).

Современная католическая церковь является строго централизованной религиозной организацией, иерархический аппарат которой чётко функционирует в условиях почти монопольной власти папы римского. Организация современной католической церкви совсем не похожа на ту демократию, которую представляли собой первые христианские общины в Палестине IV-V веков. Основанные на общей собственности, на общем капитале, они по существу представляли собой своеобразный коммунизм на религиозной основе. В этих первых христианских общинах зарождалось братство, взаимная забота и благотворительность, когда попечение бедных возводилось на уровень религиозного служения. Там же появились хозяйственные администраторы (по-гречески «диакона»); отсюда и произошел диаконат – наиболее древнее церковное учреждение.

Однако эти первые общины в неизменном виде долго существовать не могли. Жизнь развивалась не в направлении соединения всех людей в одну большую семью, а как раз наоборот. Выполнить задачу объединения людей в одну семью оказалось не по силам никакой религии. Имущественное, классовое, национальное и религиозное разделение людей, несовпадение интересов разных государств, конфликты и войны давно стали непреложным фактом истории.

И если в этих условиях католическая церковь своими специфическими методами в последние десятилетия хоть в какой-то мере способствовала сохранению мира и согласия между народами, то мы должны быть благодарны ей за это.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".



 Просмотров: 3713

 ← Православие. Происхождение. Основные институты. Существует ли теперь святая инквизиция?