Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Существует ли теперь святая инквизиция?


Тема: Религии мира


Обновлено: 28.09.2012 - 18:53

А теперь посмотрим, существует ли теперь святая инквизиция, и если нет, то какие метаморфозы с ней произошли за многие века.

Учрежденная в 1542 году папой Павлом III Священная Римская и Вселенская Инквизиция была реформирована и с 1588 года стала называться Верховной Священной Конгрегацией Римской и Вселенской Инквизиции. Она подчинялась непосредственно папе римскому и имела задачей исследование ереси, схизмы и преступлений против нравственности. В таком виде она существовала до 1908 года. Можно с определённой долей уверенности предположить, что в XIX и в начале XX века еретиков на кострах уже не сжигали, а применяли к ним более лёгкие наказания: тюремное заключение, анафема, отлучение и т.д. (еврейские погромы мы выносим за скобки).

В 1908 году папа Пий X переименовал это ведомство в Верховную Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Кроме названия частично изменились и функции Конгрегации: на неё была возложена обязанность контроля за ортодоксальностью вероучения Церкви, а с 1917 года – также составления Индекса запрещённых книг, чем до этого занималась особая Конгрегация Индекса.

В 1965 году очередную реорганизацию провёл папа Павел VI : он постановил впредь Священную Конгрегацию именовать Конгрегацией Священной Канцелярии или Конгрегацией доктрины веры. Отсутствие эпитета «верховная» означало понижение статуса Конгрегации. Теперь она стала подчиняться кардиналу-префекту, а не папе, как раньше. В задачи Конгрегации доктрины веры (называется также Конгрегацией Вероучения) входит наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали, проповедуемых в Римско-католической церкви.

В состав Конгрегации доктрины веры входят 30 членов (кардиналы, архиепископы и епископы), префект, секретарь, заместитель секретаря и 28 советников.

С ноября 1981 г. по апрель 2005 г. Конгрегацию доктрины веры возглавлял кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер, который 19 апреля 2005 г. был избран Папой Римским и принял имя Бенедикта XVI.

В заключение главы об инквизиции ещё несколько замечаний. Давно кончились времена, когда святая инквизиция наводила ужас почти на всю Европу. Если не учитывать реальной обстановки средних веков, особенно религиозного состояния, уровня знаний и культуры тогдашнего общества, то действия священной инквизиции иначе как ужасающими преступлениями против человечности назвать нельзя, а прилагательное «священная» в отношении инквизиции звучит откровенно издевательски. Но мы должны осмыслить феномен инквизиции, увязав его с условиями реальной жизни Средневековья, информацию о которой с той или иной степенью полноты нам сообщают труды хронистов, писателей, историков, философов и других авторов. Тогда многие события, связанные с деятельностью инквизиции мы сможем увидеть в другом ракурсе. При таком подходе мы убедимся, что появление такого чудовищного «правового» инструмента, как церковная инквизиция, было подготовлено самой логикой развития средневекового общества, в том числе католической церкви, и поэтому было практически неизбежным. Религиозное сознание в древности развивалось у человека не только стихийно, под воздействием непонятных сил природы, но и под влиянием возникавших и взявших верх идейных и религиозных взглядов и течений. А в условиях жестко централизованной организации церкви под монопольным управлением главного епископа – папы многое зависело от его личных моральных качеств. В обстановке, когда папа и его аппарат практически силой насаждали христианскую веру, всегда возникали протесты, сопротивление. А сопротивление нужно подавлять, если хочешь оставаться у власти. Вот и появились формы подавления, начиная от вежливого внушения, кончая тюрьмами и кострами.

Осуждая преступления инквизиторов прошлого, мы с удовлетворением отмечаем прогресс в контрольной, инквизиторской деятельности современной католической церкви. Мы имеем в виду развитие цивилизованных форм работы католических проповедников и миссионеров, гуманизацию отношений церкви с прихожанами и т.д. Это естественно: кто хочет выжить, должен развиваться.

Говорят, папа Иоанн Павел II незадолго до своей кончины обращался к Господу с молитвами о даровании прощения за грехи, совершенные всеми церковными служащими в прошлом – от диакона до папы включительно. Почему преступникам с Крестом и Библией в руках Бог не воспрепятствовал тогда, в далёком прошлом, совершать злодеяния – об этом вести речь некорректно и бесполезно. Человек свободен в своих действиях. Поэтому всё в жизни относительно.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".



 Просмотров: 4107

 ← Краткое заключение по теме «Католицизм» Святая инквизиция