Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Католицизм. Основные положения и вероучение.


Тема: Религии мира

3.1. Основные положения и вероучение.

Реформация, как мы видели, нанесла ощутимый удар по католицизму. Былое господство католической церкви в ряде стран было утрачено. Вместо католицизма и наряду с ним там возникли течения протестантизма в виде многочисленных направлений, групп и сект. Всё это довольно пёстрое религиозное разнообразие, изначально происходившее из католической веры, в дальнейшем в определённой мере отвергло догмы католицизма и особенно его организационные формы.

Познакомимся по возможности более подробно с догматическими, культовыми и организационными особенностями католицизма, одной из основных ветвей христианства.

Католицизм (от греч. katholicos – всеобщий, вселенский) – разновидность христианства, распространённая в странах Западной Европы, Латинской Америки, частично в Азии (Китай, Вьетнам, Корея) и в Африке. Католицизм является основной религией в таких странах как Португалия, Испания, Франция, Италия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Мальта и др.

Католическая церковь имеется в Прибалтике, а также в западных районах Украины и Белоруссии. В России, где преобладает православие, в отдельных районах также имеются католические приходы.

По приблизительным оценкам (а религиозный состав населения Земли количественно можно определить лишь приблизительно), в настоящее время (2012 год) в мире насчитывается около 1,2 млрд. католиков.

Как считает католическая церковь, её история началась ещё с апостольских времён, т.е. с первых десятилетий нашей эры, когда в древней Иудеи появились первые христианские общины. Таким образом, как считают католики, вероучение католической церкви восходит к апостольским временам, т.е. к тем временам, когда, согласно Библии, апостолы, т.е. первые ученики Христа и последователи Его учения, жили и непосредственно общались с Ним.

После раскола 1054 года, который некоторые историки религии считают Великим расколом, христианская церковь стала развиваться по двум направлениям: западное Римское (латинское) и восточное Византийское. Постепенно эти два направления обособились и оформились соответственно в виде Римско-католической и Греко-Православной церквей.

Термин Римско-католическая церковь начал неофициально употребляться в начале XVII века после Реформации в отношении тех западных церквей, которые остались под юрисдикцией Папы Римского.

Вся Католическая церковь – это собственно Римско-католическая церковь (латинский обряд) и восточнокатолические церкви, разбросанные по всей Земле.

Католицизм, как разновидность христианской религии, признаёт её основные догмы и обряды, но имеет некоторые отличия от православия в вероучении, в отправлении культа и организации церковной жизни. Основой вероучения католической церкви, конечно, считается «Священное писание», т.е. Библия. Но, в отличие от протестантизма, католическая церковь в число источников веры включает и «священное предание», т.е. постановления вселенских соборов, послания папы, выводы теологов. Это даёт возможность церкви своевременно реагировать на изменения исторической действительности и в то же время способствует повышению авторитета папы.

Католическая церковь заявляет, что ей присущи следующие черты и свойства: единство, святость, апостоличность и кафоличность. Последнее свойство рекомендуется расшифровать по тексту послания апостола Павла Ефесянам (Еф. 4:4-5): «Одно тело и дух. Один Господь, одна вера, одно крещение».

Официальной философией католицизма провозглашен неотомизм – философская доктрина, основанная на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм признан единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам. Неотомизм – это несколько обновлённая форма томизма – направления в католической философии, основанное в XIII веке католическим теологом Фомой Аквинским (1225-1274) (грец. Thomas – Фома). Высшей реальностью неотомизм признаёт «чистое бытие», понимаемое как духовное, божественное первоначало. Первопричиной бытия считается Бог. Основным принципом считается гармония веры и разума. Исторический процесс, согласно неотомизму, зависит от сверхъестественных трансцендентных, т.е. непознаваемых, сил, поэтому активное воздействие человека на ход истории невозможно.

Составной частью учения католической церкви является достаточно подробно разработанная социальная доктрина. Суть этой социальной доктрины состоит в том, что католическая церковь признаёт за человеком не только права, определяемые расплывчатой теорией так называемого естественного права, но и ставит вопрос о правах, которые должны быть предоставлены человеку правовым социальным государством. Эти права исходят от Бога, который охраняет и гарантирует их впредь до «окончательного спасения человечества». В решениях Второго Ватиканского собора (1962-1965) и энцикликах папы Иоанна Павла II говорилось о необходимости главенства закона в правовом государстве, о важности разделения властей. Человек должен быть субъектом и главной целью социального государства. Государство и церковь должны сотрудничать для того, чтобы права человека стали реалиями его повседневной жизни. Таким образом, католическая церковь в своей социальной доктрине сочетает религиозные идеи с идеями гуманизма в современном обществе, что вполне отражает дух времени.

Вероучение католической церкви содержит ряд доктринальных положений, которых нет в догматике других христианских конфессий. Отметим наиболее существенные из них:

- В догмате о Троице католицизм признаёт, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына (филиокве), о чём мы уже рассказали в предыдущей главе;

- В католицизме существует догмат о чистилище, куда душа умершего якобы попадает сразу после смерти. Это, так сказать, промежуточный этап между адом и раем. В зависимости от того, насколько грешна эта душа и насколько успешно она может очиститься от не искупленных при жизни грехов, проходя в чистилище через различные испытания, решается её дальнейшая судьба: либо в ад, либо в рай. Оставшиеся на земле близкие умершего могут с помощью молитв и добрых дел сократить срок пребывания в чистилище его души. Разумеется, духовенство также имеет возможность сократить время пребывания души в чистилище.

- Важнейшим догматом католицизма является догмат о верховенстве в христианской церкви Папы Римского, как преемника апостола Петра, т.е. фактически наместника Христа на Земле. Кроме того, существует догмат о непогрешимости папы в суждениях о вере и нравственности, который был утверждён на Первом Ватиканском соборе (1869-1870).

- В католицизме особенно развит марианизм – культ Богоматери – Девы Марии (мадонны). Нет такого костёла, где не было бы изображения (чаще скульптурного) Девы Марии. В 1854 году папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Позже католической церковью был признан догмат о её телесном вознесении.

- Широко практикуется почитание памяти святых, мучеников веры и блаженных.

- Таинство церковного брака считается окончательным. Прелюбодеяние супруга или супруги поводом для расторжения брака не считается. Единственная возможность развода – признание брака недействительным.

- Действует учение об индульгенциях или «о сокровищнице переизбыточествующей благодати». Данное экзотическое учение требует более подробного пояснения. В Катехизисе Католической церкви указывается, что индульгенция (лат. Indulgentia – милость, прощение, отпущение грехов) – это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определённых обстоятельствах через действия Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздаёт удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими».

Первые индульгенции появились ещё в конце XI века во Франции и представляли собой документы, в которых руководители Церкви (папа, епископы) официально уведомляли верующих о том, что им прощаются грехи (все или часть из них). Условием получения такой индульгенции было предварительное покаяние грешника. Ни о каких деньгах, ни о какой-либо оплате в тех первых индульгенциях не было и речи.

В XIII веке в качестве богословского обоснования индульгенций появляется учение о так называемой «сокровищнице церкви». Среди главных разработчиков этого «стройного» учения был и монах-доминиканец, католический теолог Фома Аквинский. Суть учения состоит в том, что заслуги и жертвы Христа, Богоматери, святых и мучеников за веру являются настолько великими, «сверхдолжными», что в церкви остаётся определённый запас этих заслуг. Согласно учению об индульгенциях, неисчерпаемая сокровищница этих «сверхдолжных» заслуг и добрых дел даёт Церкви право на предоставление индульгенций, ибо «святость одних превышает греховность других». Этой сокровищницей распоряжаются «правомочно» руководители католической церкви, т.е. папа или высшие епископы от имени папы.

Теория этого вопроса постепенно уточняется и совершенствуется. В XIII веке в тексте индульгенции однозначно указывается, что индульгенцию могут получить только «сердечно покаявшиеся и устно исповедовавшиеся». В XIV веке появляются индульгенции для усопших, которые приобретаются, естественно, их живыми родственниками. Индульгенция может быть частичной или полной в зависимости от того, снимает ли она всю временную кару за грехи или только часть её.

Дальше – больше. Начинают продаваться так называемые масляные или «скоромные» грамоты, которые дают верующим разрешение во время поста «вкушать» масло, молоко, яйца.

Некоторые монашеские ордена за заслуги перед церковью (в основном в деле борьбы с «ересью») получают особые, так сказать, именные индульгенции. А один из генеральных настоятелей ордена францисканцев, согласно легенде, получил однажды чудесное дарование такой индульгенции непосредственно от самого Христа и Девы Марии.

В 1343 году теория «сокровищницы церкви» принимается в качестве официальной доктрины католической церкви. Путь для широкой торговли индульгенциями был открыт. В казну папы и императора, как и в карманы священников-распространителей индульгенций полились денежные потоки. Понятно, что папы были заинтересованы в широком спросе на индульгенции для компенсации расходов на святую церковь, а также на дела, весьма далёкие от святости, например, на войны, на уничтожение еретиков, на содержание любовниц, фаворитов и т.д.

Само собой разумеется, что все, кто входил в состав банд, громивших еретиков и сжигавших их на кострах, заранее получали от папы бесплатные индульгенции – полное прощение всех грехов. Такие же поощрения применялись и к участникам крестовых походов.

Квестарии, т.е. специальные священники, которым поручалось распространение индульгенций, злоупотребляли своим положением: завышали цены индульгенций, продавали фальшивые индульгенции, присваивали часть вырученных денег. При этом требования к грешнику, условия получения им индульгенции упрощались: иногда достаточно было посетить храм или прочитать несколько молитв.

Практика распространения индульгенций и злоупотребления в этом деле вызывали критику со стороны реформаторов, а также со стороны части образованного духовенства. Известно, что Мартин Лютер, один из руководителей Реформации, узнав о махинациях торговца индульгенциями в Саксонии священника Иоганна Тецеля, направил протест майнцскому архиепископу. Действительно, невозможно было терпеть то, что вытворял отъявленный жулик и шарлатан Тецель. Покупатели толпами отовсюду стекались к нему. Он продавал им отпущение грехов от имени Его Святейщества папы Льва X по разным ценам, в зависимости от категорий индульгенций. Некоторые из этих индульгенций назывались «личными» и давали право их владельцу выкупить девяносто девять раз в году преступления десяти человек по своему выбору. По самым доступным ценам Иоганн Тецель сокращал на сорок восемь тысяч лет пребывание в чистилище верующих, посещавших церковь святого Себастьяна.

А вот большие деньги Тецель брал за такую услугу: он обещал уговорить Богоматерь о том, чтобы Она лично явилась к доброму христианину перед тем, как он испустит дух, чтобы унести его душу в приют вечного блаженства. И даже на такие предложения находились покупатели!

На Тридентском соборе в 1563 г. было осуждено использование индульгенций для пополнения казны папы и императора, но учение об индульгенциях и практика их применения были одобрены и получили более подробное разъяснение. Кстати, на этом же соборе были утверждены догматы о первородном грехе и чистилище, а протестантизм был предан анафеме.

С целью успокоить общественное мнение, папа Пий V в 1567 году издал буллу, запрещающую давать индульгенции за деньги. Запрет этот, как и всякий другой запрет, который касается денежных дел, исполнялся лишь частично. Просто махинации с индульгенциями стали осуществляться более утонченно. К тому же авторитет папы Пия V был исключительно низок не только в Риме, но и во всей Европе.

Процесс освобождения от грехов с помощью индульгенций продолжается в католической церкви до настоящего времени. Этот процесс регулируется специальным «Руководством по индульгенциям», утверждённым папой в 1968 г. и потом дополненным в 1999г. Мы не имеем достоверной информации о том, являются ли индульгенции в современной католической церкви платными, или же за них не взимается никакая плата.

Итак, мы видели, что в своё время индульгенции были, выражаясь современным языком, очень прибыльным бизнесом католической церкви. Но не единственным. Конечно, основные доходы в папскую казну поступали от обширных церковных землевладений, от церковных предприятий – свечных заводов, художественных мастерских и т.д., а также от добровольных пожертвований прихожан.

Но католические архиепископы и папы часто использовали много других способов пополнять церковные кассы. Например, такое мероприятие как канонизация умерших стало постоянным источником пополнения папской казны. Монастыри или отдельные приходы, желавшие иметь своих святых, должны были внести хорошую плату в папскую казну. Но эти затраты монастырей и приходов в дальнейшем окупались многократно. За показ мощей святого прихожане постоянно и притом добровольно, со священным трепетом несли свои деньги. Каждая кость становилась поистине золотой.

А вот какой остроумный способ получения денег придумал папа Бонифаций VIII (годы его понтификата 1294-1303). Своим декретом он установил Юбилейный святой год, который должен праздноваться каждые сто лет. Юбилей означал просто год паломничества к гробнице апостола Петра в Риме. Первый юбилей отмечался в последний год тринадцатого столетия (1300). Паломники несли к гробу свои дары, за что получали пачки индульгенций на отпущение грехов. По свидетельству флорентийского летописца Виллани, в тот год на первом юбилее побывало более двухсот тысяч паломников со всего христианского мира. Все они желали получить отпущение грехов. Папа Бонифаций VIII заработал на этом огромные деньги, а они ему были очень нужны для постоянных войн со многими европейскими монархами. Обогатились и простые римляне за счёт продажи разных товаров паломникам.

В 1343 году папа Климент VI сократил юбилейные сроки до 50 лет, в 1389 г. папа Урбан VI сократил их до 33 лет (по евангельской легенде, таков был срок земной жизни Христа), а в 1470г. папа Павел II установил юбилейный срок в 25 лет, который действует до настоящего времени.

Последним Юбилейным в XX столетии был год 2000-й (объявлен с 25 декабря 1999 г. до 06 января 2001 г., чтобы заодно отпраздновать наступление века).

Нужно ли говорить, что приведенные примеры, а также известные из истории христианства факты далеко не христианской жизни и деятельности многих высших католических иерархов, не говоря уже о кровавых преступлениях «святой» инквизиции, подрывали престиж католической церкви не только у образованных граждан, но даже в глазах самых неграмотных и суеверных прихожан.

Вероучение католической церкви, основываясь на библейских текстах и сохраняя основные христианские догмы, постоянно уточнялось и совершенствовалось, по возможности приспосабливаясь к изменениям исторической действительности. Католическая теология уже давно предпринимает усилия, чтобы подтвердить отдельные догмы данными естествознания.

Описанные Библией явно фантастические события, неисторичность которых очевидна или доказана наукой, католические богословы обычно объясняют литературно-фольклорными особенностями старинных текстов и рекомендуют понимать их условно, в переносном смысле. Руководители католической церкви нового времени понимают, что подобные события, составляя основу вероучения, могут для многих верующих показаться догматически не убедительными. Значит, нужно как-то повысить привлекательность католического вероучения. Удачным ходом в этом направлении нужно признать социальную доктрину католической церкви, которая привлекает дополнительное число верующих в лоно церкви уже самой постановкой вопроса о необходимости решения ряда наиболее важных вопросов социально-политической жизни современного капиталистического общества.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".



 Просмотров: 22731

 ← Структура и система управления католической церкви. Раскол христианской церкви.