![]() «Тишайший» государь
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, РАССУЖДЕНИЯ. С подачи некоторых историков принято считать, что Петр Первый был чуть ли не единственным реформатором в дореволюционной России. Последующие императоры и императрицы только в меру своих сил внедряли в жизнь задуманное Петром. Между тем реформами правители Руси занимались и в допетровское время. Почетное место среди них занимает отец Петра Алексеевича - Алексей Михайлович Романов, который вошел в историю как «тишайший» государь. Судите по делам
Немаловажный факт: со стороны русских боевые действия вели войска нового строя, создание которых приписывается Петру Первому. То есть реформа в армии была проведена при Алексее Михайловиче. Он заложил основы регулярного войска. И российский флот начал строить отец Петра. Кроме того, «тишайший» государь упорядочил законодательство: было составлено Соборное уложение 1649 года, которое действовало до издания Свода законов Российской империи в 1833 году. Немало сделал царь Алексей Михайлович и в области культуры. Между прочим, он первым из русских монархов сам стал подписывать указы. В его царствование появился первый на Руси театр. Издавалась первая российская газета. «Соборное уложение» напечатали в Московии в количестве 2000 экземпляров. Для Западной Европы это был невиданный тираж. Тогда же увидели свет «Степенная книга» (систематическая история Московского государства) и «Царственная книга» (11-томная история Мира), а также «Азбуковник» - своего рода энциклопедический словарь. В XVII веке появились светская литература и светская живопись, что иной раз тоже записывали в заслугу Петру. Анализируя царствование Алексея Михайловича, историк Сергей Платонов писал о России: «Это был здоровый организм, имевший свои исторические традиции и упорно преследовавший сотнями лет свои цели». «Бунташный век» и расколКонечно, Алексей Михайлович не был "белым и пушистым". В его царствование, как сказано в одном из учебников, «произошло окончательное оформление крепостничества». Были у государя и другие промахи, едва не стоившие ему престола. Не зря же этот период назвали «бунташным веком». Самый знаменитый бунт того времени - это Первая крестьянская война под предводительством Степана Разина. События развивались в 1670-1671 годах, и это действительно была война. Разину удалось собрать огромную армию недовольных «окончательным оформлением крепостничества». Бунтари захватили множество городов и городков. Разин по Волге дошел до Симбирска. Намеревался захватить Нижний Новгород и Казань, а затем идти на Москву. Но, как известно, всё кончилось мучительной смертью атамана на эшафоте. Кстати, по преданию это «бойцы» Разина сожгли первый корабль российского флота «Орёл». Вошли в историю также Соляной бунт (1848) и Медный (1662). Первый из них возник из-за налога на соль и охватил несколько городов: Москву, Воронеж, Новгород, Псков. Казну данный налог не пополнил, но многие боярские головы полетели с плеч - ведь русский бунт «бессмысленный и беспощадный». Дело дошло до того, что Алексею Михайловичу самому пришлось выходить на Красное крыльцо и успокаивать холопов. Через 14 лет разразился Медный бунт в Москве. По недомыслию, но, естественно, для блага страны, государевы люди решили выпустить медные деньги и приравнять их к серебряным. И размером монеты были одинаковы. Меди, конечно, имелось больше, чем серебра. Сразу же нашлись умельцы, которые начеканили огромное количество фальшивых медных денег. Уже вскоре за 100 серебряных копеек давали 1500 медных - инфляция Средневековья. Товары стали очень дороги и наступил самый настоящий голод. Царь Алексей Михайлович, отнюдь не как «тишайший», жестоко расправился с недовольными, приказав «побивать, сечь и рубить их без милости, а также вешать и топить в реках и в болотах». А ещё при отце Петра Первого произошел церковный раскол. Постарался патриарх Никон, чем-то приглянувшийся царю. Никон обнаружил множество разночтений в греческих и славянских Священных Писаниях и сразу же стал проводить реформы: определил количество поклонов при молитве, приказал креститься только тремя перстами, заставлял русских иконописцев по-новому писать иконы и так далее. Реформы проводились петровскими методами, поэтому возникли новые бунты. Таким образом, при Алексее Михайловиче нарушилось равновесие между царской и церковной властью, продолжавшееся веками. Церковь и государство, государство и народ ещё больше разъединились при царе-реформаторе. Сын «тишайшего» царя - «первый большевик»?Алексей Михайлович - второй русский царь из династии Романовых. После государственного переворота в октябре 1917 года в среде интеллигенции «первым большевиком» стали называть Петра Великого, имея в виду его «великие» кровавые дела и методы управления государством. Историк Борис Башилов в одной из своих работ писал: «Восшествие на престол Петра знаменует собой начало развития в России формы западного абсолютизма и конец русской национальной формы монархии. А в ряде случаев Петр действует не как абсолютный монарх западного типа, а как революционный диктатор, который источник своей неограниченной власти видит только в своей личной воле и личных принципах, не имеющих никакой опоры в национальных традициях». Не такими ли принципами пользовались и большевистские вожди? Одна борьба за личную власть чего стоит! А уж методы были один к одному петровские, правда, усовершенствованные. Как было сказано выше, реформы в России проводились задолго до времени Петра. Но прежде русские властители не шли напролом, как царь-реформатор. Например, политику сближения с Западом проводил еще Иван Грозный, затем Борис Годунов, который первым стал отправлять русских учиться за границу (правда, никто из них домой не вернулся). Этой же линии сближения с Европой придерживался и Алексей Михайлович. Однако прежде (до Петра) цари «действовали в традиционном духе великорусского племени - постепенно, медленно, но настойчиво. Искали решений из реальных возможностей». То есть никаких революций. XVIII век все изменил, после чего Россия докатилась до 1917 года. «Идее Святой Руси, - пишет Борис Башилов, - Петр Первый противопоставил идею светского государства и светской культуры. С Петром пришло на Русь совершенно другое просвещение, идущее от иного корня. В первом случае целью было небо, здесь - земля. В первом случае законодателем был Бог, здесь автономный человек с его силой научного разума. В одном случае критерием поведения было мистическое начало греха, в другом - утилитарная мораль общежития».
Михаил ЕРШОВ
• Кто же открыл Америку? • Секреты Христофора Колумба. • Всё же, почему «Америка»? • Эрнан Кортес, завоеватель Мексики. • Изабелла католическая, королева Испании. • Тишайший государь. • Станет ли Сибирь 51-м штатом Америки? • Храм «Вольных каменщиков». •
|