Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Религии мира.


Тема: Религии мира


Обновлено: 28.09.2012 - 19:36

Мы планируем на нашем сайте поместить информацию о мировых религиях. В настоящей статье мы предлагаем нашим читателям материал, который, по нашему мнению, можно рассматривать как введение к указанной теме.

Религия – это мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в сверхъестественное, а также система соответствующих учреждений, объединяющих профессиональных служителей для выполнения специфических культовых действий, способствующих распространению и поддержанию в обществе указанного мировоззрения.

Данное определение отнюдь не претендует на полноту, если учесть, что религия представляет собой сложное общественное явление, охватывающее многие стороны жизни общества: политику, культуру, науку, социальную сферу и, в определённой степени, экономику.

Философы и политики прошлого давали разные определения религии, но эти определения, в которых чаще всего подчёркивалась какая-нибудь одна сторона этого общественного явления, не были полными и по-научному точными.

Например, одно из предварительных определений выглядело так: религия – это организованное поклонение высшим силам.

Для начала нашей беседы это определение вполне подходит. Согласно современным научным данным, религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тысяч лет назад на относительно уже высокой ступени развития первобытного общества. На протяжении всей истории своего существования человек старался понять, осмыслить и упорядочить окружающий его мир. Многие предметы и явления природы, в силу отсутствия знаний и опыта, человек осознать не мог. Поэтому первоначальными и общими моментами развития религий были страх и борьба с демонами, которыми в сознании первобытного человека представлялись такие непонятные и страшные явления природы, окружающего мира, как грозы, пожары, наводнения, бури, ливни, ночная тьма, жара и холод, нападения хищных зверей и т.д. Эта борьба порождала суеверия, мифы. Пытаясь найти ответы на вопросы о смысле жизни, о причинах добра и зла, страданий и смерти и не находя ответов, люди надеялись постичь жизнь и её смысл через религию. Постепенно складывались различные верования и культы, которые зависели от уровня сознания, сложившихся родовых и племенных традиций и от природных условий, окружавших древних людей.

Первоначально объектом религиозного поклонения был реально существующий предмет, который наделялся сверхчувствительными, чудесными свойствами, - фетиш. Фетишизм связан с магией, попытками направить ход событий в нужном направлении, используя колдовство, заклинания и т.д. Исторически самыми ранними проявлениями религии были магия, тотемизм (способность "духов" принимать образы животных и птиц), ведовство, погребальный культ, шаманизм.

В дальнейшем от предмета-фетиша стали отделять приписываемые ему сверхчувствительные свойства, и эти свойства превращались в самостоятельные существа – "духов". Так возникла вера в существование отдельной от тела "души" – анимизм. Теперь мир в сознании древнего человека удваивался: один был реальный, другой – потусторонний, сверхъестественный. Вслед за этим получили развитие эзотерические (тайные) верования, культ предков, культ домашних богов. Мифология сначала была устной традицией, потом появились письменные памятники религии – священные книги. С зарождением государства и разделением общества на классы возникли политеистические (т.е. признающие множество богов) религии раннего классового общества: ведическая религия древней Индии, японский синтоизм, религия древнего Египта, Ирана (маздеизм), религия греков, римлян и др. Появилась особая социальная прослойка жрецов и служителей культа. Их историческими предшественниками были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы. Появилась система жертвоприношений и богослужений и соответственно появились предназначенные для этого святилища (храмы), а затем возникла система религиозного обучения и образования. Религия стала одним из институтов человеческого общества.

В религиях образовавшихся государств на первых порах сохранились многие культы, возникшие ещё при родовом строе, а вероисповедания совпадали с этническими и политическими связями между людьми. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (6-5 века до н.э.), христианство (1 в.) и ислам (7 в.). Эти религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшей отличительной особенностью таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (единобожие). Складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений – церковь, духовенство (клир) и миряне, получает развитие теология (богословие). Теология представляет собой систематизацию вероучения каждой отдельной религии. Христианская теология базируется на Библии и постановлениях первых вселенских соборов. Исламская теология имеет в своей основе Коран.

Несмотря на кажущуюся непохожесть разных религий, их можно разделить на две группы. К первой группе относятся индуизм и буддизм. Эти религии утверждают, что наш земной мир – священное место и что возможно освободиться от бесконечной череды рождений, смертей и возрождений и достичь истинной святости. Ко второй группе относятся христианство и ислам, которые учат, что наш мир в основе своей хорош, но люди испортили его. Эти религии убеждают людей вести себя хорошо, чтобы изменить мир, сделать его лучше.

Все эти религии доносят свои основные идеи до верующих примерно сходными методами: создают мифы (Библия в христианстве, Коран в исламе, Ветхий завет или Танаха в иудаизме и т.д.); создают символы (у христиан – крест, в исламе – хилаль, т.е. полумесяц и звезда, в иудаизме – звезда Давида, т.е. шестиконечная звезда; вырабатывают обряды (в христианстве, например, крещение, причастие и др.); создают религиозные общины, строют культовые здания: соборы, костёлы, мечети, пагоды и т.д. В последние годы в ряде религий развивается миссионерство.

В отправлениях религиозного культа большое значение имеют национальные особенности и традиции. С течением времени верования и культы меняются, исчезают с исчезновением цивилизаций или объединяются, растворяются в других. Первые религии, такие как индуизм, были пантеистическими, т.е. предполагающими поклонение многим богам. С иудаизмом возник новый тип религии – монотеизм.

Психологическое, душевное состояние верующего человека очень сложное. Наряду с почитанием высшего существа человек испытывает чувство зависимости от него, боится его, служит ему и за страх и за совесть. Таким образом, верующим человеком руководит как эгоистический мотив страха или корысти, так и бескорыстный этический мотив благоговения, почтения, благочестия. Какой из этих мотивов был изначальным в разных религиях, определённо утверждать нельзя.

История говорит о том, что все известные религии имеют сложное политическое происхождение. Они образовались путём соединения родов и племён, путём объединения родовых и поместных культов, путём союзов и завоеваний. Достаточно вспомнить крестовые походы 11-13 веков, когда армии рыцарей-христиан освобождали силой оружия святые места христиан в Палестине.

История религии – это, конечно, в первую очередь история племён и народов, история развития человеческого общества вообще. Религия составляет неотъемлемую часть культуры любой цивилизации.

Одна из ветвей христианства – католическая церковь уже со средних веков приобрела большое влияние в Европе, особенно в Италии, Испании, Германии, а позднее и в Польше. Чёрной страницей в истории христианства было господство почти в течение трёх веков так называемой инквизиции католической церкви. Фанатизм и религиозная нетерпимость, защита "святой веры" бесчеловечными методами судов инквизиции – всё это характеризовало в 14-17 веках действия руководителей католической церкви. В Европе бушевали в те времена религиозные войны. Но не только военные пожары полыхали на земле европейских стран. Страшные костры инквизиции поднимали в небо не только пепел "еретических" книг европейских учёных, но не редко и пепел самих авторов этих книг.

В 1553 году католические церковники сожгли на костре «богоотступника», испанского врача Мигеля Сервета вместе с написанной им "еретической" книгой, содержавшей великое открытие этого учёного о малом круге кровообращения в человеческом организме.

В 1600 году на костре инквизиции погиб астроном Джордано Бруно. В 1633 году церковники начали издеваться над Галилеем за его приверженность к гелиоцентрической идее Коперника. Сначала пожилой учёный был осужден на заключение в инквизиционной тюрьме, а затем подвергнут аресту в деревенском доме, где ему было предписано в течение трёх лет читать раз в неделю покаянные псалмы.

Примеров подобной жестокости и мракобесия в те времена было много. Испания, например, где инквизиция особенно разгулялась в течение трёх веков, постепенно, поколение за поколением, лишилась вообще своих наиболее талантливых, мужественных и образованных людей, отчего из ведущей мировой державы превратилась в третьеразрядную страну, переставшую влиять на развитие европейской экономики и культуры. Жуткая "охота на ведьм" приводила к тому, что в период позднего средневековья в Германии, Испании и других европейских странах красивые женщины стали редкостью. Кстати, христианство полностью взяло из древнееврейской религии учение о первородном грехе и нечистоте женщины. Принципы этого лжеучения потом прочно усвоились церковью.

Могла ли католическая церковь в указанных условиях и с помощью упомянутых методов возвысить души верующих и справиться со взятой на себя ролью морального воспитателя людей? Ответ очевиден. Сама организация церкви стала крайне опасна для нормального развития культуры.

Прошли века, но успехи церкви в моральном и духовном воспитании человечества не очень заметны. Конечно, нельзя отрицать положительной роли церкви в воспитании народа вообще. Результаты работы в этой важнейшей сфере зависят не только и не столько от усилий современной церкви, а от сложившихся реально социально-экономических отношений в обществе. А капиталистические, для смягчения официально называемые рыночными, отношения купли-продажи, фетишизация денег, стремление к обогащению любой ценой, классовое и имущественное расслоение общества совсем не способствуют духовному росту людей. О каком моральном и духовном возвышении человека можно говорить в таких условиях?

И ещё. Не следует упрекать церковь за прошлые ошибки и преступления минувших веков. Современные отцы церкви ни в чём не виноваты, они не должны отвечать за преступные деяния своих далёких предшественников.

Роль религии в современном мире всё ещё значительна. В некоторых мусульманских странах государства полностью построены на религиозных принципах, например, в Иране, Пакистане, Ливии и других странах. Проблем в современном мире более чем достаточно. Это и экономическая отсталость многих государств, и межэтнические конфликты, и религиозная нетерпимость, и терроризм, и наличие в некоторых странах антинародных и авторитарных режимов, и многое другое.

Эти проблемы должны решаться мирным путём и совместными усилиями светских властей и религиозных организаций.

В. Каланов, "Цивилизация".

 



 Просмотров: 8824

 ← Троица и троичность.