Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Создание централизованного русского государства.


Тема: Религии мира


Обновлено: 13.11.2012 - 22:57

4.5. Из истории христианизации Руси (продолжение, начало см. здесь).

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Легко произнести словосочетание «объединение русских земель вокруг Москвы», или «создание централизованного русского государства». Но совсем непросто осознать содержание этих словосочетаний. Нелегко рассказать о событиях и фактах давно минувших лет, пропустив их через сознание, через сердце своё.

Мы понимаем, что многим нашим людям, занятым повседневными заботами в условиях, когда жизнь наша организована далеко не лучшим образом, просто не до истории, не до воспоминаний о седой старине. Есть и такие, которым нечего вспоминать, потому что они ничего или почти ничего не знают о прошлом своей родины, тем более о событиях XIV-XVI веков. Больше это относится к молодым людям. И это очень прискорбно. Впрочем, удивляться здесь не приходится: в обществе, которое материальное благосостояние и обогащение сделало смыслом и философией своего существования, нельзя расчитывать на повышение у молодёжи интереса к историческим знаниям, как и к любым знаниям вообще.

Давайте, уважаемые читатели, вспомним некоторые исторические события, чтобы представить себе, в каких исключительно тяжелых условиях русские люди и первые русские государи боролись за объединение родной земли, за создание единого российского государства, и как им помогала в этом святом деле христианская вера.

Непрекращающаяся агрессия со стороны татаро-монгольской Золотой Орды, бесчисленные русско-литовские войны, борьба с Крымским и Казанским ханствами, Ливонская война, проявления сепаратизма со стороны ряда русских княжеств (Новгородское, Тверское, Рязанское, Нижегородское) – вот далеко не полная картина, характеризовавшая ситуацию вокруг Московского княжества в XIV-XVI веках.

Судьбоносное значение имела для будущей России победа Московского князя Дмитрия Ивановича в Куликовской битве. В.О. Ключевский писал, что именно на Куликовом поле родилось Московское государство.

В борьбе за объединение родной земли русские люди постоянно обращались к христианской вере в надежде укрепить свои духовные силы. Так, битва русских с войском Мамая на Куликовом поле началась 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы, а на битву князя Дмитрия Ивановича благословил преподобный Сергий Радонежский. Так церковь освятила общенародное дело. Важно подчеркнуть, что здесь впервые князь Дмитрий Иванович возглавил общенациональное движение за независимость. Он не ограничился обороной своего княжеского удела, а вышел в степь и бился, защищая от нашествия всю русскую землю. Так в народном сознании Москва утвердилась не только как символ могущества, но и как центр национального сплочения.

Куликово поле. С.А. Кириллов.
Куликово поле. С.А. Кириллов.

Но до полного освобождения от Золотой Орды русскому народу ещё предстояло вынести немало суровых испытаний. Через два года после Куликовской битвы хан Тохтамыш, свергнувший Мамая, предпринял опустошительный набег на Москву. У него было ещё немалое войско. Поход Тохтамыша стал настоящей катастрофой для Москвы, которая была ограблена и сожжена, а 24 тысячи её жителей были убиты. Хан Тохтамыш взял в заложники старшего сына Дмитрия Донского Василия, которому удалось лишь бегством спастись от ордынского плена. Князь Дмитрий Донской во время боёв находился за пределами Москвы: он собирал рать, т.к. наличных войск у него было недостаточно.

О сложности тогдашней обстановки вокруг Московского княжества говорят даже такие факты: обороной Москвы от войск Тохтамыша руководил литовский князь Остей и, согласно летописи, сражался храбро; в походе на Москву Тохтамыша поддержал суздальский князь Дмитрий Константинович, пославший в войско этого хана своих сыновей с дружинами, а рязанский князь Олег показал войскам Тохтамыша броды на Оке, чтобы они могли беспрепятственно приблизиться к Москве.

После нашествия Тохтамыша на Русь Дмитрий Донской вынужден был опять признать свою зависимость от Золотой Орды, хотя былую власть над Русью татаро-монгольский хан уже не имел возможности восстановить.

Князь Дмитрий Иванович Донской умер в 1389 г. Великим Московским князем становится его сын Василий I (1389-1425). Этот князь оставил по себе память в истории русского государства не только тем, что он спасся бегством от хана Тохтамыша. Князь Василий I оказался достойным сыном своего великого отца. Тохтамыш, стремясь расширить свои владения на юге, недальновидно ввязался в войну против среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). Поняв, что имеющихся у него сил явно недостаточно, хан Тохтамыш предложил Василию I союз в войне против Тамерлана. Василий согласился при условии, что он получит от хана ярлык на Нижегородское княжество, которое враждовало с Москвой. Тохтамыш выдал ярлык, хотя тамошний князь пытался сопротивляться. Таким образом очаг сепаратизма в виде крупного Нижегородского княжества был ликвидирован, что существенно увеличило размеры и силы Московского княжества. Вот так бывшие враги Василий I и хан Тохтамыш стали союзниками. Но не надолго.

В 1391 г. Тамерлан разгромил войска Тохтамыша в битве за Волгой (южнее Камы). Войско Московского князя было в составе армии Тохтамыша, но в боевых действиях не участвовало. После поражения войск Тохтамыша в 1391 г. Василий немедленно отступил в пределы своих владений. Но в апреле 1395 г. в битве у Терека Тамерлан нанёс войскам Тохтамыша такое поражение, после которого Золотая Орда попала в фактическую зависимость от Тамерлана.

В августе 1395 г. войско Тимура вторглось в пределы Московского княжества. Василий I подготовился к отражению грозного нашествия. Но войско Тимура дошло до Ельца, остановилось, а затем, 26 августа, покинуло этот город и отступило. Почему так поступил Тамерлан? Историки предполагают, что этот поход Тамерлана был скорее всего демонстрацией силы и не преследовал более серьёзных целей. Для большой войны с Русью у него не было достаточных сил. В народе же усмотрели какую-то связь этого события с Божественным промыслом. Дело в том, что в тот самый день, когда войско Тамерлана отступило, москвичи встречали крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери и просили её даровать победу русскому войску. С тех пор 26 августа (по ст. ст.) в России отмечается церковный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. На том месте, где москвичи встретили эту икону, был основан Сретенский монастырь.

Поражение, которое Тимур нанёс Золотой Орде, стало решающим. Фактически после этого Русь освободилась от вассальной зависимости от Орды. Василий Дмитриевич перестал платить дань Орде. Более 10 лет Золотая Орда не была опасна для Московского князя. В тот момент Василий I установил даже союзнические отношения с ордынским ханом Шадибеком и мурзой Едигеем. Они помогли московскому князю в борьбе с литовским князем Витовтом. Но когда Витовт и Василий заключили мир, Едигей нанёс своему союзнику удар в спину. В ноябре 1408 г. Едигей совершает набег на Москву, хотя перед выступлением он сообщил Василию, что идёт в поход против литовцев. В преддверии зимы Едигей осадил Москву, надеясь одолеть её защитников с помощью голода. Но вскоре он был вынужден снять осаду и отступить к своим улусам, т.к. там начались межусобные столкновения. Уходя, Едигей взял с Москвы большой откуп. Этот поход стал последним крупным нападением Золотой Орды на Русь.

Вскоре после нашествия Едигея огромная и сильная в прошлом Золотая Орда раскололась на ряд самостоятельных образований: Сибирское, Казанское, Астраханское и Крымское ханства, а также Большая и Ногайская орды. И в борьбе с этими осколками Золотой Орды русскому народу предстояло пролить ещё много крови.

Напомним хотя бы некоторые примеры этой борьбы. В годы правления великого князя Московского Василия II Тёмного (1425-1462) большую агрессивную активность проявил хан Улу-Мухаммед, основавший на месте Волжско-Камской Болгарии Казанское ханство. В 1439 г. он в течение десяти дней осаждал Москву, но вынужден был отступить. В 1444 г. войска этого хана захватили Нижний Новгород. И вскоре произошла большая драма. В 1445 г. в сражении под Суздалем в плен к казанским татарам попал сам князь Василий II. Это был первый и последний случай пленения московского правителя в борьбе с иноземными завоевателями. Хан Улу-Мухаммед победил в сражении под Суздалем, но от дальнейшего похода на Москву отказался, т.к. для этого у него уже не было достаточно сил. Прихватив с собой знатных пленников в лице князя Василия II и нескольких его воевод, хан Улу-Мухаммед отступил из московских пределов. Видимо, у этого хана нрав был несколько мягче, чем, скажем, у его далёкого предшественника хана Батыя, потому что он согласился отпустить Василия II из плена за выкуп. По тем временам выкуп был огромным – 200 тысяч рублей золотом, и эту сумму собирали со всего народа княжества Московского.

Нужно отметить, что при Василии II отношения с татарами приобретают новый характер. Некоторые татарские руководители стали рассматривать Москву в качестве сильного политического центра, способного заменить им Золотую Орду. Отдельные представители татарской знати вместе со своими подданными с согласия Московского князя переходят к нему на службу. Татарские воины на службе у Московского князя усиливают боеспособность русского войска.

Кстати, судьба некоторых татарских родов с самых давних времён соединилась с судьбой русского народа. Например, ещё в XIII веке некоторые представители Золотой Орды стали принимать христианство и переселяться на жительство в русские пределы. Известно, например, что один из племянников Батыя, ордынский царевич, принявший в христианстве имя Пётр, был предком знаменитого русского иконописца Дионисия. На службе у Ивана Калиты находился татарский мурза Чет, одним из потомков которого был царь Борис Годунов. На Куликовом поле одним из полков Дмитрия Донского командовал Андрей Серкизович, сын татарского царевича Серкиза (Черкиза). Он, крещеный татарин, геройски сражался с войском Мамая и пал в этой битве.

Василию II пришлось отражать натиск Ногайской орды. В 1449 г. служившие Московскому князю касимовские татары отбили набег нагайцев. Но в 1451 г. ногайский царевич Мазовша совершил из-за Волги набег на Москву. Мазовша не смог взять Москву, но сжёг её и, прихватив награбленную добычу, отступил. Невредимым в Москве остался по существу только каменный Кремль.

Борьба против наследников Золотой Орды продолжается и при великом князе Московском Иване III (1462-1505 гг.). Он предпринимает два похода против Казанского ханства (в 1467 и 1469 гг.) и заставляет Казань прекратить набеги. Но окончательное освобождение Московского княжества от ордынского владычества состоялось только в 1480 году, после так называемого стояния на Угре (приток Оки). Вот как это было. В 1472 г. хан Большой орды Ахмат, заключив союз с литовским князем Казимиром IV, пошел в наступление на Московское княжество с целью добиться его вассальной зависимости. Он разрушил город Алексин на Оке, истребив всех его жителей. Но переправиться через реку хан не решился, потому что к Оке подходило крупное московское войско. Ахмат возвратился обратно в степи. Но вскоре против Ивана III устроили позорный мятеж его же братья Борис и Андрей Большой. Этим обстоятельством воспользовался хан Ахмат и решил предпринять ещё одну попытку подчинить себе Русь. Летом 1480 г. он двинулся в новый поход и в июне подошел к Оке. Но на другом берегу реки хан увидел русскую рать. Во главе русских войск стояли брат великого князя Андрей Меньший и сын Иван Молодой. 23 июня в поход выступил и сам Иван III. В этот день в Москве состоялся торжественный молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, которая, как считали москвичи, спасла Русь от нашествия Тимура в 1395 г.

Ахмат понял, что берега Оки хорошо защищены, и повернул своё войско в сторону реки Угры, где надеялся соединиться с литовскими войсками.

Река Угра у русских считалась тогда «Поясом Богоматери», охранявшим владения Московского княжества. Сразу после маневра татарских войск в сторону Ургы великий князь Иван III выехал в Москву, чтобы посоветоваться с митрополитом и боярами о своих дальнейших действиях. Одновременно он решил обезопасить свою семью и прислал сыну приказание возвратиться в Москву. Но Иван Молодой отказался возвращаться и заявил, что лучше умрёт в бою, чем позорно сбежит от войска. В Москве митрополит Геронтий и многие бояре высказались за решительные действия против Ахмата. Архиепископ Вассиан в своём послании осудил Ивана III за малодушие, недостойное «русских стран христианского царя». Что касается братьев великого князя, то к чести их надо сказать, что они, правильно оценив грозящую родине опасность, прекратили межусобные раздоры и решили совместно выступить против Ахмата. Вскоре Иван III выехал к войску.

Ахмат начал форсировать Угру, но его попытки перейти на другой берег были отбиты русскими войсками. Бои, продолжавшиеся несколько дней, прекратились. Началось знаменитое «стояние на Угре». Ни одна сторона не решалась пойти в наступление первой. Так длилось до начала ноября. Положение русских войск укрепилось за счет подхода полков братьев Ивана III. Ахмат надеялся на помощь литовских войск, но эти надежды не оправдались, т.к. на литовские владения напал крымский хан Менгли-Гирей, бывший тогда союзником Московского князя.

Наступили холода, и Угра покрылась льдом. Иван III не стал дожидаться возможной атаки татарских войск и начал отход на подготовленные позиции. Ахмат по-своему понял этот маневр русских войск: он подумал, что Иван III заманивает его на другой берег для решающего сражения. Но к решающему сражению хан уже не был готов, и 11 ноября 1480 года начал отступление. В начале XVI века Большая орда была разбита крымским ханом и прекратила существование. Союз Московского князя с крымским ханом распался, а жестокие набеги кочевых войск этого ханства на Русь прекратились только в конце XVIII столетия.

Мы довели рассказ об основных событиях истории Руси до 1480 года. Именно этот год считается годом окончательного освобождения Руси от ордынского владычества. В 1480 году Русское государство, в дальнейшем Россия, стало фактически независимым.

Москва – Третий Рим.

К этому времени, т.е. к рубежу XV-XVI веков, православная вера в Русском государстве надёжно укрепилась. После захвата турками-сельджуками Константинополя (1453 г.) для Русской Православной церкви открылся путь независимого самостоятельного развития. К началу XVI века в качестве идеологической основы Московского государства выдвигается концепция «Москва – Третий Рим». В епископских проповедях, в посланиях митрополитов русскому человеку внушается мысль о том, что Русь – это государство исключительное, стоящее выше других стран мира, что это – «Святая Русь», а русские – это богоизбранный народ, «народ-богоносец». Согласно этой концепции-идее, с падением Константинополя Москва становится «третьим Римом», взявшим на себя роль центра всего православного мира и всемирно-историческую миссию объединения христианства. Идея этой всемирно-исторической роли Москвы впервые утверждается в начале XVI века в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к великим московским князьям.

Идея превосходства православия и святости Руси, несмотря на её, прямо скажем, антинаучную основу, сплачивала народные массы в борьбе за объединение русских земель, придавала силы при защите от многочисленных врагов. Но это не приводило к проявлениям религиозного фанатизма или ненависти к инакомыслящим, к иноверцам. В стремлении показать «святость» Руси, Русская Православная церковь в середине XVI века канонизировала многих людей, отдавших свои жизни за веру и землю русскую. Святых стало столько, сколько их не было до этого за всё время, прошедшее после Крещения Руси. Некоторые исследователи считают это ненормальным, искусственным мероприятием. Но мы склонны рассматривать это как вполне логичные действия церкви.

Идея святости Руси была «поддержана» в 16 веке интересной легендой. Эта легенда настолько древняя, что в течение многих веков о ней в церковном обиходе не упоминали, вероятно, просто забыли. Вот эта легенда. В киевском летописном своде находится рассказ о легендарной миссии апостола Андрея Первозванного. Летопись сообщает о том, что после пребывания в городе Корсунь апостол Андрей пошел по Днепру на север. Дойдя до того места, где в будущем возникнет Киев, апостол благословляет это место и ставит там крест, а потом продолжает путь до Новгорода и неподалеку от Новгорода (теперь это посёлок Грузино) оставляет свой жезл. По этой легенде получается, что Русь была крещена апостолом Андреем в I веке, т.е. задолго до князя Владимира. Кто принёс эту легенду в Киев – неизвестно. На рубеже XV-XVI веков считали, что русскую землю посещал ни один апостол. Но с началом царствования Ивана IV эта легенда, слившаяся с идеей «Москва – Третий Рим», обрела вторую жизнь. После венчания на царство (1547 г.) Иван Грозный стал считаться помазанником Божиим, т.е. наместником Бога на земле, а в 1561 г. церковный собор провозгласил его «царем и государем православных христиан во всей Вселенной». Одновременно возник миф о том, что русские цари ведут свою родословную от мифического брата римского императора Августа-Пруса (отсюда приставка «августейший»).

Принятие Петром I титула императора также соответствовало логике концепции «Москва – Третий Рим». Этот титул уравнивал Петра I с императором Священной Римской империи, которым тогда был австрийский император. При Петре I была построена первая деревянная церковь в честь святого апостола Андрея и учреждён орден «Андрея Первозванного». В понятие «первозванный» вложен большой смысл: согласно Евангелию, Андрей был первым, кого Христос призвал в свои последователи. Значит, апостол Андрей имеет преимущество перед своим братом, апостолом Петром, покровителем Римской католической церкви. Следовательно, православие обладает первенством над католицизмом.

Следует подчеркнуть, что идеи богоизбранности русского народа и его мессианского предназначения как «народа-богоносца», призванного нести «истинный свет» другим народам, обновлять мир и т. д. – эти идеи долго и устойчиво сохранались в народном самосознании. Подтверждение этому мы находим в международных отношениях прошлых веков, когда русский народ оказывал поддержку христианским народам Кавказа, славянам-единоверцам из Болгарии, или когда он находил историческое и моральное оправдание фактам захвата или присоединения «святой Русью» соседних территорий и народов.  Если вспомнить о близком к нам времени, о XX веке, то легко понять, что и при смене идеологических установок после революции 1917-1918 гг. в ментальности русского народа осталась убеждённость в том, что он несёт другим народам свет правды, борется за счастье всего человечества и создаёт общество справедливости, а пятиконечная рубиновая звезда на Спасской башне Московского Кремля освещает народам всего мира самый верный, самый правильный путь – путь коммунизма.

Ну, а о том, как теперь трансформируется, а точнее, деформируется менталитет русского народа в условиях формирования весьма своеобразного экономического и социального строя, мы рекомендуем поразмыслить нашим читателям. Маленькое примечание: Время революции в России – 1917-1918 годы – так указано потому, что октябрьский переворот 1917 года ещё не означал революцию. Революция началась фактически после того, как в 1918 г. большевики развязали гражданскую войну.

Из сказанного становится ясно, как глубоко в сознание русского народа (и верующих, и неверующих) вошла религиозная идея «народа-богоносца», народа-мессии и выросшая из этой идеи концепция «Москва – Третий Рим».

Но мы ещё не успели рассказать о том, в какой последовательности и как долго происходил процесс христианизации разных слоёв древнерусского общества. Процесс этот, начатый одномоментным актом Крещения в 988 году растянулся на пять веков. Даже люди из княжеского окружения, близкие к князю бояре не могли сразу, немедленно принять новую веру. И это притом, что сразу после Крещения в число советников князя входят христианские епископы как проповедники и истолкователи новой веры.

На первом этапе (XII – начало XIII в.) христианство приняла русская знать (князья, бояре), а затем торговцы, ремесленники и население городских посадов (вторая половина XIII в.). Процесс принятия христианства на Руси окончился в первой половине XIV века, но этот срок можно считать условным, т.к. русские земледельцы восприняли из христианской веры лишь то, что отвечало их идеалам и потребностям.

Вплоть до конца XIV века и даже позднее не только низшие сословия русского общества, но и бояре, князья продолжали соблюдать некоторые обряды по языческим правилам, в частности, обряд похорон. Лишь в первой половине XVI века появляются специфически русские обрядовые нормы как, например, крестный ход вокруг церкви в посолонном (т.е. по солнцу) направлении или двуперстное сложение руки при совершении крестного знамения.

Что касается язычества, то нужно иметь в виду, что оно существует и по сей день в восточных районах России и не только там. Слишком велики оказались просторы Сибири и Дальнего Востока для миссионеров христианства. Не имея возможности углубляться в этот вопрос, укажем только, что коренные народы Сибири и Дальнего Востока (удэгейцы, эскимосы, энцы, теленгиты, нивхи, чукчи, коряки и др.) в основном придерживаются языческих верований. Некоторая часть нерусского населения Поволжья и Урала (марийцы, чуваши, удмурты) соблюдает старинные языческие верования и обряды своих предков. В 90-е годы XX века среди этих народов проявился интерес к восстановлению их старинных языческих верований и традиций.

Таким образом, на территории России мы наблюдаем разнообразие не только этносов, но и религий. Наряду с христианством народы России исповедуют ислам, иудаизм, буддизм, часть народов верит в языческих богов. Такое религиозное разнообразие мы считаем нашим духовным богатством. Слава Богу, в России нет межрелигиозных, так же как и межнациональных конфликтов. Пример религиозной толерантности к людям иной веры показывает Русская Православная церковь.

На протяжении более пяти веков Русь была одной из епархий Константинопольского патриархата. Это положение изменилось в 1589 году, когда на Руси был рукоположен первый патриарх Иов. Влияние Византии на всю жизнь молодого русского общества было неизбежным и бесспорно положительным, особенно с точки зрения культурного развития. Вклад Византии в русскую культуру был значителен. Но не следует думать, древняя Русь полностью копировала христианские порядки Византии. Русский народ, осваивая христианский культ и принимая некоторые элементы христианской мифологии, насыщал новую веру своими культурными традициями, в результате чего его религия превращалась в народное православие. Элементы народного православия усваивались официальной церковью, которая постепенно становилась национальной церковью. Одновременно нужно отметить, что русская церковь много сделала для христианизации неславянских народов Древней Руси и России.

Не забудем также, что большое влияние на Киевскую Русь оказала Болгария. Христианские идеи на Русь несли первые пастыри, прибывшие из Болгарии. Вероучительные книги, поступившие из Болгарии, без особого труда переводились на древнерусский язык и использовались в богослужении, которое велось на родном языке прихожан. Это было безусловно положительным моментом в ходе христианизации Руси. Более того, единая вера и близость языков русского и болгарского народов на многие века скрепили их братскую дружбу, проверенную в борьбе с общими врагами и в мирное время.

В заключение укажем, что принятие христианства Киевской Русью оценивается исторической наукой как положительное событие, которое способствовало образованию централизованного русского государства, во многом определило дальнейший ход российской цивилизации и наложило отпечаток на европейскую историю.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".



 Просмотров: 3759

 ← Константа империи Из истории христианизации Руси.