Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

 

С Днем Победы

Из истории христианизации Руси.


Тема: Религии мира


Обновлено: 6.11.2012 - 22:49

4.5. Из истории христианизации Руси.

Религиозные верования, ставшие впоследствии основой для иудаизма и христианства, возникли в глубокой древности на берегах Восточного Средиземноморья. Громада времени, прошедшего с тех пор, не позволяет уверенно сказать о том, когда и как возникли и поддерживались эти верования.

По современным представлениям, первые записи о верованиях в единого Бога стали заносить в период от VII до V веков до н.э. древние жители Иудеи в книги так называемого Ветхого завета. Так постепенно оформлялись каноны иудаизма.

Длительная эволюция зачатков этого религиозного учения в конкретно-исторических условиях древней Иудеи, находившейся под господством Римской империи, приводит к концу I тысячелетия до н.э. – началу I тысячелетия н.э. к появлению двух религий – иудаизма и христианства.

Зародившаяся христианская религия неизбежно распространяется на запад от государств, существовавших тогда на территории древней Палестины (Иудея и Израиль). Христианство начинает распространяться в Малой Азии, Греции, в Риме.

Надёжных письменных свидетельств о том, как происходило проникновение христианства на запад из Древней Палестины, конечно, не сохранилось.

До появления христианства в большинстве стран Европы и Азии господствовало язычество, т.е. верования во множество богов и даже в предметы, не представляющие божественного существа (тотемизм).

Языческие культы развивались большей частью из первоначального обожествления сил природы. Воображение каждого народа добавляло в язычество различные верования и обряды. Особенно был развит обряд жертвоприношений. В своей основе язычество оставалось верованием родоплеменным.

Сильное сопротивление христианству оказал эллинизм – языческая вера, сложившаяся в Древней Греции в организованную религию путём своеобразного слияния мифологии с философией. Как писал известный французский мыслитель и историк христианской религии Эрнест Ренан (1823-1892), конкурентная борьба с эллинизмом была одним из опаснейших препятствий, какие встречала на своём пути христианская религия.

По косвенным данным (переписка Плиния Младшего с императором Траяном (II век н.э.)), в Малой Азии сопротивление христианству было меньше, чем в Греции.

Древние культуры самого различного происхождения в Римской империи того времени (II век н.э.) не могли создать единую религию и всё, что к ней относится: богословское преподавание, прикладную мораль, назидательную проповедь, пастырскую деятельность, воспринимаемую народом. Языческие храмы посещались неохотно, там ничему не учили, никому не помогали.

Христианская религия, утвердившаяся в Римской империи со времён Константина, способствовала разрушению этой империи, основанной на рабстве и деспотизме. Напомним, что Константин I – это римский император (306-337), даровавший христианству в 313 году равные права с другими религиями в Римской империи и предоставивший христианской церкви ряд льгот и привилегий.

История Руси шла своим путём, но не изолированно от общеевропейской истории. С Византией, которая после падения Западной Римской империи (476 г.) стала считать себя наследницей Древнего Рима и первой истинной христианской страной, Древняя Русь уже с IX века имела контакты – и боевые, и мирные, торговые. Вот отсюда, из Византии, и пришло христианство на русскую землю.

Знакомство с христианством Русь начала очень рано, ещё со времён походов первых киевских князей Аскольда и Дира на Византию в 866 и 867 годах. После походов Аскольда и Дира (первый из которых окончился неудачей), в 907 году последовал поход киевского князя Олега, объединившего Русь. Поход Олега завершился выгодным для Руси торговым договором. По легенде, в память о походе Олег прибил свой щит на вратах Царьграда (Константинополя).

Затем последовали походы в Византию князя Игоря (941, 944 гг.), а потом началась русско-византийская война (969-971 гг.), которую вёл сын Игоря и княгини Ольги Святослав (+972). Наконец, сын Святослава, великий князь Киевский Владимир (+1015) совершает в 988 г. всего один крупный поход против византийцев, но не на их столицу, а на город-крепость Корсунь (греч. название Херсонес Таврический) на юго-западном побережье Крыма (этот город находился вблизи нынешнего Севастополя).

Кроме воинов Византию посещали торговые люди: ведь между Византией и Русским государством со времён Олега и до последнего похода Игоря (~ до 944 г.) существовал торговый договор. Русские купцы ходили в Византию и позднее, в период правления Ярослава Мудрого (+1054) и т.д.

Таким образом, возможностей познакомиться с христианской верой и с византийской культурой в целом у русских людей в IX-X веках было вполне достаточно. Это приводило постепенно к критической оценке существовавших на Руси языческих верований. Прежде чем в 988 году произошла одномоментная акция Крещения Руси, после чего началась история Руси как христианского государства, неизбежно происходили события, так или иначе подготовившие событие Крещения. Уже при князе Новгородском и Киевском Игоре (+945) в Киеве была построена христианская церковь, а Киевская княгиня Ольга (+965) после гибели своего мужа Игоря, посетила в 955 году Константинополь и приняла христианство. Она приказала разрушать языческие святилища и строить церкви. Считается, что уже после этого христианство стало распространяться на Руси.

Историческая наука, опираясь на летописные и другие документы прошлого, оценивая их достоверность и значение для познания истории, воссоздаёт картину прошлых исторических событий, по возможности максимально близкую к той, которая была или с большой степенью вероятности могла быть в реальной жизни. При установлении исторической истины учёные используют, кроме документов, предметы материальной и духовной культуры или их остатки, которые обнаруживаются при археологических или палеонтологических работах. Работа ученого-историка столь же важна, сколь и трудна. И когда мы пытаемся побольше узнать о далёком прошлом нашей страны, о том, «откуда есть пошла Русская земля», мы с благодарностью вспоминаем труды таких великих русских историков, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.

Великий князь Киевский ВладимирПо выражению С.М. Соловьева, великий князь Киевский Владимир, сын князя Новгородского и Киевского Святослава, был человеком, которому суждено было стать апостолом России. Именно князь Владимир организовал в Киеве в 988 году крещение в водах Днепра своего княжеского окружения, дружины и жителей города. Это событие, ставшее официальным началом христианизации Руси, описано во второй части русской Начальной летописи – в «Сказании о крещении Руси при Владимире». В летописи говорится, что за несколько дней до Крещения Владимир возвратился из похода на Корсунь уже христианином. Вероятно, там он и принял крещение. Впрочем, имеются другие мнения на этот счёт: Владимир мог принять крещение и раньше, уже в 986 году.

Жизнь древней Руси к тому времени уже объективно требовала замены многочисленных языческих культов на новую, объединяющую весь народ религию. Но не мог Владимир сразу решиться на проведение такого масштабного мероприятия, как смена религиозных порядков в Киевской Руси. По преданию, он был вынужден провести совет с ближайшим окружением и с немногочисленными тогда ещё священниками, склонявшимися к христианской вере. Такой совет был нужен, потому что основная часть населения поклонялась тогда языческим божествам, а на востоке Руси существовали религии разных племён, хотя и не оформленные конфессионально. Совет, проведенный Владимиром, высказался за христианство, с которым многие подданные князя были уже хорошо знакомы.

До этого совета, в 986 году Владимир принимал посольства мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарии и христиан из Рима и Византии, предлагавших переменить веру. По преданию, он не дал послам определенного ответа и послал с ними своих «соглядатаев», т.е. наблюдателей, для более подробного изучения религии. Этот факт вошел в историю под названием «искание вер».

Некоторые летописцы считали, что Владимир перед походом на Корсунь якобы дал обет принять христианство, если христианский Бог поможет ему решить задачи, поставленные на этот поход. Давал Владимир такой обет или нет, установить невозможно, а задачи на поход были такие: провести переговоры с византийским императором с целью устранения препятствий, чинимых византийцами русским купцам в торговле, а также уговорить византийского императора отдать свою сестру ему, т.е. князю Владимиру, в жены. Первая задача была выполнена частично, а вторая – полностью: Владимир женился на сестре византийского императора, греческой принцессе Анне.

И вот Владимир возвращается в Киев женатым и уже христианином, привозит некоторые церковные предметы для их использования в христианских обрядах. Он сокрушает идолов, разрушает языческие святилища, посылает приведенных им священников проповедовать христианскую веру по улицам города и объявляет день, когда весь народ Киева должен явиться к реке для крещения, а кто не явится, будет врагом князю. И народ пошел, как говорится в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, "если кто и не с любовью, но со страхом принужденного крестится".

Крещение Руси великим князем Владимиром означало, что христианство в его греко-восточной форме, т.е. в форме православия, было принято в 988 году на Руси на государственном уровне. Но это не значит, что после Крещения в Киеве сразу началось триумфальное шествие христианства по всей русской земле.

Некоторые жители Киева из числа закоренелых язычников не хотят креститься, уходят из города и скрываются в лесах и степях, пополняя ряды разбойников. Князь Владимир вынужден был посылать воинов своей дружины на поимку таких разбойников.

Но в целом христианство в Киеве установилось без больших затруднений. В деле утверждения христианства на первых порах эффективной оказалась такая мера, как воспитание детей в христианском духе. Для этого, по совету греческих епископов, Владимир приказал отбирать у лучших граждан детей и отдавать их по церквям на воспитание духовенству. Здесь дети учились грамоте и христианской вере без влияния родителей – язычников.

Такую же работу проводил в Новгороде и сын Владимира – Ярослав, будущий великий князь Киевский Ярослав Мудрый (+1054). Ярослав умел читать книги, знал догматы христианской веры. Он собирал грамотных писцов, заставлял их переводить и переписывать книги, строил церкви в Новгороде, устанавливал денежное содержание священникам, приставленным к церкви, и требовал, чтобы они учили народ. Здесь, на севере Руси, язычество оказывало сильное сопротивление христианству. Для усмирения волнений князь должен был переезжать с дружиной на место событий. Это происходило и в Новгороде, и в Ростове. Матери, у которых отбирали детей для христианского обучения, плакали по своим детям, как по мёртвым.

В Ростове епископ Леонтий, с трудом преодолевая сопротивление язычества, собирает вокруг себя детей и молодежь для воспитания их в христианстве, за что и принимает мученическую смерть от родителей этих детей. Епископ Леонтий впоследствии был канонизирован русской церковью. А первыми мучениками христианской веры были сыновья Владимира – Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком (впоследствии канонизированы).

Значительная роль в распространении и укреплении христианства на Руси принадлежала монашеству. В Киевской Руси монастыри стали создаваться с конца X века, т.е. со времени официального распространения христианства. В первые два века после крещения Руси наибольшее количество монастырей возникло в центральной полосе страны, где в основной своей массе было сосредоточено русское население. В дальнейшем, по мере христианизации и хозяйственного освоения более дальних территорий севера и северо-востока страны, монастыри постоянно возникали и в этих районах.

В православных монастырях готовились проповедники, которые, рискуя жизнью, внедряли христианскую религию в среде язычников. Монастыри, особенно в отдалённых от центра районах, были очагами распространения культуры на местах. Переписывание и перевод книг считалось у монахов богоугодным делом. Со временем в больших обителях собирались хорошие библиотеки религиозной и светской литературы.

В жизни древней Руси монастыри имели не только большое религиозно-просветительское значение. монастыри, построенные в местах, удалённых от обжитых районов, привлекали к себе народ, который селился возле них. Монастырские земли не облагались государственными налогами, поэтому они быстро заселялись крестьянами. Так возникали посёлки с необходимой инфраструктурой: с больницами, приютами, постоялыми дворами. Из таких посёлков постепенно возникали крупные поселения и даже города, которые приобретали определенное экономическое и демографическое значение. ряд монастырей с примыкающими к ним посёлками по окраинам Русской земли становились крепостями, защищавшими Русь от нашествия кочевников и других захватчиков.

В храме преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В храме преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Среди самых древних русских монастырей особенно отличился своими иноками-подвижниками Киево-Печерский монастырь, основанный в 1051 году. Основателями, а затем игуменами Киево-Печерского монастыря были Антоний и Феодосий (оба канонизированы). Антоний посетил Грецию, где получил христианское духовное воспитание, а Феодосий обучался у Антония. Они оба и их последователи своими проповедями и практическими делами способствовали распространению христианства на Русской земле.

Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра

В более позднее время особо выделяется Троице-Сергиева лавра, получившая всемирную известность и ставшая одним из важных центров притяжения духовных сил страны. Этот монастырь был основан в 1337 году одним из самых авторитетных и почитаемых русских духовных подвижников – Сергием Радонежским. Преподобный Сергий благословил Московского князя Дмитрия Ивановича на битву с татаро-монгольским войском на Поле Куликовом в 1380 году. Сергий Радонежский и его ближайшие ученики основали на Руси около 70 монастырей. В 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил высокий статус лавры.  Здесь составлялся общерусский летописный свод, была собрана громадная библиотека древних рукописей и старинных книг, а также коллекция древнерусской живописи и прикладного искусства. В 1814 г. туда была переведена из Заиконоспасского монастыря Московская духовная академия.

В XIV-XV веках, когда роль православных монастырей заметно возросла, кроме Троице-Сергиева монастыря, возникают такие крупные монастыри, как Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Валаамский, Соловецкий, Ипатьевский и др. Во всех этих монастырях шла интенсивная духовная жизнь и активная просветительская деятельность. Монахи успешно вели хозяйство: занимались огородничеством, садоводством, бортничеством, рыболовством, а также изготовляли сельскохозяйственный инвентарь и другие изделия, часть которых шла на рынок. И ещё об одном монастыре мы считаем своим долгом рассказать. Речь идёт об Оптиной пустыни, основанной на рубеже XIV-XV веков. Оптина Введенская Козельская пустынь – это православный мужской монастырь вблизи г. Козельска (Калужская область). Известен всей России этот монастырь стал в начале XIX века тем, что в нём тогда стало возрождаться пришедшее из глубины веков так называемое «старчество». Смысл старчества заключался в том, что самому мудрому монаху – старцу, жившему в монастырской келье, исповедовались паломники. Они доверяли старцу свои душевные тайны и заботы, как святому отцу. В ответ паломники получали благословение, доброе напутствие и утешение. Большую благодарную память о себе оставили мудрые старцы Леонид, Макарий, преподобный Амвросий и др. Обитель Оптина пустынь была местом интенсивной культурной жизни. Здесь собирались, переводились и переписывались труды древнерусских, византийских, древнегреческих авторов. В Оптиной пустыни вели научную работу известные русские просветители Иван и Пётр Киреевские. Оптину пустынь, как место духовного притяжения посещали выдающиеся русские писатели и мыслители. Сюда дважды приезжал Н.В. Гоголь, несколько раз бывал здесь Ф.М. Достоевский, шесть раз посетил пустынь Лев Толстой. Сюда приезжали В.А. Жуковский, И.С. Тургенев, А.Н. Апухтин, Н.Г. Рубинштейн, В.В. Розанов.

В 1923 году монастырь Оптина пустынь, как и десятки других обителей, был закрыт. В России наступила атеистическая коммунистическая эра. Но эта эра, к счастью, длилась недолго: что такое 70 с небольшим лет по сравнению с более чем тысячелетней историей России! В 1987 году монастырь Оптина пустынь был возрождён.

Идеология христианства и византийская церковная система, во главе которой стоял монарх (царь, император), не могли встретить отрицательного отношения со стороны первых русских князей – христиан. Напротив, порядок, при котором государь имеет главенство над церковным владыкой, а власть земного правителя считается ниспосланной Богом, и повиновение царю рассматривается как религиозный долг, - такой порядок в условиях развития феодальных отношений в древнерусском обществе вполне мог устраивать князя.

Вскоре после принятия христианской веры в число советников князя включаются христианские епископы как истолкователи “воли Божией”, а русской церкви предоставляется юрисдикция по осуществлению церковного суда над христианами. Церковный суд по духовным, нравственным делам производился над всеми христианами на основании Номокана, принесенного из Византии, и церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси.  Номокан – это свод церковных правил и законов Византии, касающихся Церкви. Церковный суд по нецерковным уголовным и гражданским делам распространялся только на церковных людей и производился по местному праву.

Первым письменным сводом законов на Руси была «Русская Правда», которая основывалась на русских юридических обычаях, но одновременно учитывала особенности византийского церковного и гражданского права. Историческая наука считает, что «Русская Правда» была составлена в значительной степени на материалах законодательной деятельности Ярослава Мудрого.

В соответствии с главной своей задачей – воздействовать на нравственность верующих, христианская церковь сразу обратила внимание на семью, на самые близкие, нежные отношения в обществе. В этой области духовенству были даны значительные полномочия, не только судебные, но и законодательные, в силу которых оно довольно независимо нормировало семейную жизнь, применяя к местным условиям свои канонические установления. Как считает В.О. Ключевский, отдел статей в «Русской Правде» о порядке наследования, опеке, о положении вдов и их отношении к детям составлен под прямым или косвенным влиянием церковно-византийского, а через него и римского права.

Эти судебные и другие права христианская церковь на Руси имела в течение достаточно длительного периода времени: со времён первых князей и до XV века, когда начало формироваться централизованное Русское государство. К этому времени положение Церкви в государстве и её судебный иммунитет приходят в противоречие с необходимостью формирования единого центра власти. Постепенно сокращается юрисдикция церковного права, ограничивается церковное и монастырское землевладение. Ко времени петровских реформ (начало XVIII века) в ведении церковного (епископского) суда остаются лишь преступления против веры.

После принятия христианства Русь стала одной из епархий, подведомственных Константинопольскому патриарху. Такое положение оставалось до конца XVI века. В 1453 г. турки-сельджуки захватили Константинополь. Византийская империя перестала существовать. К этому времени Московское княжество всё активнее проводит политику по объединению всех русских земель вокруг Москвы.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
сайт "Цивилизация".



 Просмотров: 3445

 ← Создание централизованного русского государства. Библия – основной канонический документ православия.