Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:
Интересно знать:

Слово "цивилизация" происходит от латинского прилагательного civilis — "гражданский государственный". Приблизительно его можно перевести как "огражданивание", "возведение до уровня гражданина". Термин означает также и "восхождение к городской культуре", ведь civilis связано со словом civitas - "город", "город-государство". Именно в этом смысле понималось слово "цивилизация" в XVI-XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности.

Интересно знать:

Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. "Цивилизация, цивилизованность" понимается как синоним "культурности". Когда говорят "цивилизованный человек" часто подразумевают "культурный", "образованный".

 

С Днем Победы

КОПТЫ: ХРИСТИАНЕ, ПОТОМКИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН...


Тема: Страны и народы


Обновлено: 7.09.2010 - 15:03

Каир славится обилием мечетей. Это не редкость для столицы мусульманского государства. Но среди минаретов, разбросанных по городу, то здесь, то там высятся увенчанные крестами христианские храмы. В основном это коптские церкви.

 

Глава     коптской     монофиситской     церкви папа Александрийский Анба Шенуда IIIКопты — потомки древних египтян. И сегодня об этом напоминают некоторые их имена — Эхмос, Осирис, Рамсес, Исис. После завоевания Египта арабами в VII веке христи­ане-копты не пожелали принять ислам. В настоящее время мень­шинство из них — католики и про­тестанты, большинство принадле­жит к церкви монофиситского тол­ка (монофиситство отрицает чело­веческую природу Христа, призна­вая лишь его божественность). Это учение было создано в V веке кон­стантинопольским архимандри­том Евтихием и распространилось в восточных провинциях Византий­ской империи, но по-настоящему «прижилось» только в Египте.

Монофиситская церковь столе­тиями жила бок о бок с исламом и иудаизмом и приобрела некоторые черты обрядности, свойственные этим религиям. Например, копты, подобно мусульманам, практику­ют обрезание. Убранство коптско­го храма напоминает мечеть: ажурные перегородки, ковры. Пе­ред входом молящиеся, как и му­сульмане, снимают обувь, но оста­ются с покрытой головой. Прихо­жане и прихожанки разделены пе­регородкой. Богослужение ведется на арабском языке, а цитаты из Би­блии зачитываются на коптском. В то же время копты, подобно иуде­ям, празднуют субботу. Как и у православных, в коптской церкви существуют культ святых, почита­ние икон и мощей, соблюдаются семь таинств (крещение, причастие и т.д.). Крестятся копты-монофиситы слева направо указательным пальцем.

Престол патриарха монофиситс­кой церкви может занять только монах. Претендент на звание папы Александрийского должен быть не моложе 50 лет, не иметь телесных недостатков или хронических бо­лезней, а также пользоваться хо­рошей репутацией.

Исключительно важную роль у египетских христиан играют мона­стыри. Наиболее известные нахо­дятся в Нитрийской пустыне, при­близительно в 90 километрах от Каира, на полпути между столи­цей и Александрией. Монастыри только мужские. Женское монаше­ство, распространенное прежде, теперь исчезло. В далеком про­шлом одной из важных статей мо­настырских доходов было «произ­водство»    евнухов    для    гаремов Египта и других мусульманских стран. Послушники покупали ра­бов, а после стерилизации прода­вали в 20 раз дороже.

Большинство нынешних мона­хов — молодые люди с универси­тетским образованием, находящие применение своим знаниям в сте­нах монастыря. О результатах их хозяйственной деятельности мож­но судить по тому, что на бесплод­ном некогда песке растут финико­вые пальмы, инжир, оливы, овощи. Да и условия жизни, по нашим представлениям, не совсем мона­шеские. Кельи не менее комфорта­бельны, чем номера хорошего оте­ля. Расположены они обычно ря­дом с часовней, в которой послуш­ники когда-то укрывались от набе­гов бедуинов. Большинстве мона­хов трудятся на фермах. Всё, что производится, идет на продажу. Доходы монастырей растут, и по­слушников в последние годы ста­новится все больше.

Этой коптской иконе более тысячи летКопты представлены на всех ступенях социальной иерархии Египта: от «заббалин» (мусорщи­ков), ремесленников, торговцев, служащих, рабочих до аристокра­тических семейств и банкиров. Сре­ди христиан велика прослойка ин­теллигенции — врачей, инжене­ров, адвокатов, архитекторов, во­енных, артистов. Всего копты со­ставляют 7—8 процентов населе­ния Египта, и в стране нет Практи­чески ни одного города, в котором бы не жили христиане.

Внешне копты ничем не отлича­ются от египтян-мусульмаи. Мно­гие из христиан неохотно говорят о своих религиозных убеждениях, особенно с малознакомым собесед­ником. Для такой скрытности есть свои причины. Начиная с VII века мусульманские правители Египта в «смутные» времена представляли христиан виновниками всех бед и раздоров, хотя и использовали коптов в местной администрации. С течением времени мусульмане в Египте оказались в большинстве, так как многие христиане перешли в ислам, чтобы избежать обреме­нительного налога на иноверцев. Положение христиан постоянно изменялось то в лучшую, то в худ­шую сторону в зависимости от во­ли сменявших друг друга мусуль­манских правителей. В период бри­танской оккупации Египта англи­чане охотно брали коптов на рабо­ту в министерства: финансов, юсти­ции, общественного здоровья, об­разования, иностранных дел, обо­роны, социальных вопросов. Бу­трос Гали, представитель одного из влиятельных коптских се­мейств, даже был назначен пре­мьер-министром Египта. Правда, вскоре он был убит за сотрудниче­ство с англичанами.

Совместно с мусульманами коп­ты активно участвовали в египетс­ком национально-освободитель­ном движении. Однако в 1952 году ни в руководстве возглавлявшейся Г.А.Насером организации «Свобод­ные офицеры», ни среди членов Ре­волюционного совета, пришедше­го к власти после свержения коро­ля Фарука, христиан не оказалось.

За 18 лет, пока у власти нахо­дился Гамаль Абдель Насер, между представителями двух общин не произошло ни одного серьезного столкновения. Однако в период президентства Анвара Садата вновь активизировались «братья-мусульмане», призывавшие, в частности, и к борьбе против «неверных». В 1972 году произошли серьезные столкновения между мусульманами и коптами. Мусуль­манские фундаменталисты жгли христианские кварталы и церкви в Каире и других городах страны. В течение 10 лет правления Садата, согласно статистике ЮНЕСКО, в Египте произошло 65 религиозных инцидентов, приведших к много­численным жертвам, в основном среди христиан. Реакцией коптов на агрессивность мусульманских фундаменталистов явилось созда­ние собственных экстремистских организаций — таких, как «Умма кубтыйя -Коптская нация»), до­бивавшаяся создания коптско-хри-стианского района в Верхнем Егип­те. Хотя «Умма кубтыйя» и не пред­ставляет всю коптскую общину, она достаточно сильна.

Музейный  образец старинной ткани, созданной христианами Египта в VII веке  н.э.В 1980 году Садат предложил патриарху Шенуде III и несколь­ким коптским епископам совер­шить поездку в оккупированный Израилем Восточный Иерусалим. Но папа отказался. Тогда Садат за­явил о «вмешательстве» патриарха во внутриполитические дела, утверждая, что церковь преврати­лась из религиозной в «партийную организацию». На это Шенуда от­ветил: «Я ни разу не упоминал о своем желании вмешиваться в политику, однако в некоторых госу­дарственных вопросах я разделял неофициальную точку зрения, на которую имею право как патриот и гражданин своей страны». Шену­да открыто заявил о дискримина­ции христиан и осудил официаль­ный внутриполитический курс садатовской администрации в рели­гиозном вопросе. Президент отре­агировал на это арестом патриар­ха, 8 коптских епископов и 180 свя­щенников, которые, по мнению властей, представляли опасность для государства. Садат отправил Шенуду в ссылку и назначил вме­сто него коллегиальный орган управления — совет из пяти епи­скопов. Патриарх вернулся из ссылки только в 1985 году.

Почти 30 лет назад Садат был убит, но погромы христиан время от времени повторялись.

...Копты помнят о том, что они потомки древних египтян. Дейст­вительно, трудно представить себе историю и культуру Египта без коптских рукописей, церквей, средневековых монастырей. Ста­ринные ткани, на которых изобра­жены сюжеты, взятые из древне­греческой мифологии и библей­ских сказаний, — лишь малая то­лика из сокровищниц коптской культуры. Не меньший интерес вы­зывают купольные гробницы, каменные и деревянные рельефы, росписи, миниатюры, восковая жи­вопись на досках, резьба по дереву и кости, рисунки, выполненные на коже и холсте. Изображения Девы Марии и христианских святых, ико­ны в позолоченных окладах мож­но увидеть в лавках простых тор­говцев и в витринах фешенебель­ных магазинов. Лучшие произведе­ния искусства коптов — гордость не только египетских, но и зару­бежных музеев: Лувра, Музея име­ни А.С. Пушкина в Москве.

Я задаю себе вопрос: что заставило монофиситов на протяжении 15 веков так беречь свои традиции, культуру, свое особое понимание мира? Как в условиях, когда боль­шинство населения стало испове­довать ислам, они сумели сохра­нить свою веру? До конца разга­дать эту загадку я не смог.

Вадим КОКАРЕВ
Фото из журналов «Алъ-Ватан аль-Араби» и «Алъ-Мусаввар» (Египет)



 Просмотров: 10223

 ← Венесуэла - Маленькая Венеция. Русская Америка