Главная новость: Сайт Цивилизация открылся!
Шрифт:   




 


Новые публикации:
Рекомендуем изучить:
Это интересно:

Базальтовые ступки, найденные в тайниках в районе реки Иордан.

Базальтовые ступки, найденные в тайниках в районе реки Иордан.


Фигурки домашних животных были распространены в эпоху неолита.

Фигурки домашних животных были распространены в эпоху неолита. Лагаш. V тысячелетие до н.э.


Череп, обмазанный глиной, принадлежал знатному члену иерихонской общины.

Череп, обмазанный глиной, принадлежал знатному члену иерихонской общины.

 

С Днем Победы

Колыбель цивилизаций – страны плодородного полумесяца.


 

Сельское хозяйство на Ближнем Востоке зародилось в так называемом Плодородном полумесяце – области, протянувшейся широкой дугой от Персидского залива вдоль северного края Сирийской пустыни к Палестине и границе Египта.

Цивилизацию породил хлеб. Когда его стало много, люди получили верный источник питания. И только тогда смогли создать высокую культуру. Но чтобы получить достаточно хлеба, они должны были сплотиться в устойчивые большие общины. А от общин недалеко и до городов… На заре цивилизации, на закате первобытности человечество развивалось по старой русской пословице: «Хлеб всему голова». Древнейший очаг земледелия сложился на Ближнем Востоке. Ни долина Нила, ни междуречье Тигра и Евфрата, которые по праву считаются центрами первых цивилизаций, первоначально не входили в эту зону. В эти страны земледелие было принесено извне, с территорий, которые при первых фараонах Египта стали уже окраиной цивилизованного мира.

Окончание ледникового периода – по мнению большинства историков – около 12 тыс.лет назад: на территории Евразии установился климат, близкий к современному. Большую часть Ближнего Востока заняла сухая степь или пустыня, и лишь на севере, в широкой полосе от гор Леванта и Тавра на западе до гор Загроса на востоке воды было достаточно. Здесь тучи, зацепившись за вершины гор, изливались дождями, обильно орошая склоны гор. Горные потоки сливались в большие реки, величайшими из которых стали Тигр и Евфрат. В их междуречье воды было больше чем нужно, междуречье стало страной озёр и болот, обильных рыбой, дичью, но малопригодной для жизни человека. Самыми удобными для охотников и собирателей той эпохи стали склоны гор, покрытые густыми лесами, с зелеными полянами и лугами.

Дикие злаки стали рано привлекать внимание древних охотников, о чём говорят находки специальных кремнёвых ножей, использовавшихся для сбора диких растений. Область Плодородного полумесяца обладала ещё одним преимуществом, имевшим важное значение для жизни наших предков. Горы были богаты обсидианом – вулканическим стеклом, сыгравшим роль главного материала для производства наконечников стрел, дротиков и копий, с которыми древние охотники выходили на охоту, а также изготовления ножей для сбора диких злаков и обработки шкур.

Со временем местные жители стали сознательно сеять в удобных местах ячмень и пшеницу, разбрасывая зёрна на полянах и лугах. Так постепенно были заложены основы земледелия.

Эта эпоха лучше всего изучена на примере древней натуфийской культуры в Палестине. Она датируется 10 тысячелетием до н.э. и названа по сухому руслу реки Натуф, вдоль которого открыты первые поселения этой культуры. Местные жители обитали в маленьких посёлках, окруженные каменными стенами. Жилищем им служили круглые хижины или пещеры в скалах, в центре которых располагался очаг. Их хозяйство ещё мало отличалось от быта охотников предшествующих эпох. В слоях натуфийских поселений археологи находят кости только диких животных: газели, благородного оленя, косули, лошади, осла, быков. Единственным домашним животным здесь всё ещё была собака.

Однако помимо охоты в их хозяйстве появились и совершенно новые черты, признаки принципиально иного образа жизни. Среди обычных для того времени предметов обнаружено более тысячи пластин особой, нехарактерной для охотничьих культур формы. Они служили накладными лезвиями первобытных серпов. Кроме того, здесь найдены костяные мотыжки, а также специальные орудия для дробления зерна в виде базальтовых пестов и таких же каменных ступок. Не ограничиваясь этим, жители натуфийских поселений выдалбливали глубокие круглые ямки в скале, которые служили в качестве приспособлений для размола зёрен.

В одной из пещер на горе Кармел, в гроте Эль-Вад, сохранились погребения. Судя по одежде погребённых, натуфийцы носили головные уборы в виде диадемы, щедро унизанные украшениями из трубчатых раковин. На шее у них красовались замысловатые ожерелья из взаимно чередующихся раковин и попарно расположенных клыков оленя. Полоски из раковин украшали и одежду натуфийцев. Следы сильного износа зубов у представителей натуфйской культуры исследователи объясняют попаданием песка в муку во время помола зерна.

У первых «земледельцев» существовало своеобразное искусство, во многом напоминавшее искусство предшествующей эпохи. Натуфийцы украшали свои изделия резными фигурами животных, например, рукоять одного костяного орудия, из которой вырастает фигура козлёнка, поднявшего голову. Есть и образцы круглой скульптуры. Из куска кальцита, например, вырезана голова человека с низким лбом, резко очерченным ртом и большими миндалевидными глазами.

Обитатели натуфийских поселков одними из первых начали собирать дикие злаки, но уже в следующем тысячелетии собирательство диких растений стало сопровождаться сеянием хлебных злаков вне их естественной среды обитания. Дикая пшеница, растущая в предгорьях Тавра и Загроса была найдена на поселениях 9 тысячелетия до н.э. в Северной Сирии, в сотнях км к югу и востоку от тех мест. Дикие растения стали «домашними»: первые хлебные злаки полностью «одомашненного» типа появляются в странах Плодородного полумесяца на рубеже 9-8 тысячелетий до н.э. Они найдены в Иорданской долине, на крупном поселении древних земледельцев Иерихон, выросшем из небольшого посёлка охотников и собирателей натуфийской культуры.

К 7 тысячелетию до н.э. пшеница и ячмень стали выращиваться на территории от Анат (современная Турция) до нынешнего Пакистана. Земледелие вышло за пределы Плодородного полумесяца, начался новый этап его победного шествия.

Вид на раскопки древнего ИерихонаЗемледелие изменило весь образ жизни общин в странах Плодородного полумесяца. Росли посёлки, постепенно превращаясь из небольшой группы соломенных хижин в почти города с ровными рядами глинобитных домов, центральной площадью, зданиями общественных строений и святилищ. Крупные селения первых земледельцев известны на всём Ближнем Востоке от Балкан и Малой Азии до гор Загроса и Иранского нагорья. Первым среди таких «протогородов», как называют их учёные, по праву считается Иерихон, оставивший глубокий след в истории многих поколений. Его остатки (ныне городище Тель-эс-Султан) расположены в Палестине, на территории современной Иордании, в 22 км к северо-востоку от Иерусалима. В истории человечества Иерихон прославился из-за библейского рассказа, согласно которому стены этого города обрушились после его осады израильтянами во главе с Иисусом Навином. В библии говорится, что вокруг городских стен семь раз обнесли Ковчег Завета, а священники при этом трубили в трубы. Когда город обходили седьмой раз, израильтяне издали громкий крик, «и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый со своей стороны, и взяли город». Поиски легендарного Иерихона начались ещё в 19 веке, и после работ многочисленных экспедиций были открыты руины древнего города. Когда археологи под руководством Кэтлин Кенайонс в 1950 году углубились ещё ниже обрушившейся стены, стало ясно, что этот город не только древнее библейских событий, происходивших в 13 в.д.н.э. , но и один из самых древних городов на земле.

Древнейшее поселение на месте Иерихона относится ещё ко времени натуфийской культуры, а в 7 тысячелетии до н.э. этот посёлок вырос уже до внушительных размеров – 1,6 га – и был обнесён каменными стенами длиной 800 м с массивной башней посередине. Высота стен достигала 4 м, а их толщина – 3 м. диаметр и высота башни составляли 9 м. внутри стен располагались дома из сырцового кирпича на деревянных подпорках, святилища, улицы. Население городка занималось земледелием и скотоводством. Археологи нашли там орудия для сбора урожая. Жители Иерихона разводили овец и коз. Мясо домашних животных в рационе горожан окончательно вытеснило мясо диких газелей, основного объекта охоты их предков.

К открытиям, сделанным в 1950 году в древнем Иерихоне, относятся раскрашенные головы из необожжённой глины, налепленной на человеческие черепа. Носы и другие характерные детали лица были проработаны так тщательно, что у исследователей не оставалось сомнение в их сходстве с обликом реальных людей. Учёные предположили, что эти черепа принадлежали знатным членам иерихонской общины, почитание которых продолжалось и после их смерти. Мощные стены и культ вождей отличали

Иерихон от других раннеземледельческих посёлков той эпохи. Возможно, это было вызвано тем, что расположенный среди сухих степей в плодородном оазисе у постоянного источника воды, Иерихон был окружён племенами, продолжавшими жить по-старому – охотой и собирательством. Процветающий посёлок мог рассматриваться ими как объект для нападений и грабежа. Поэтому жители превратили Иерихон в неприступную крепость.

Читайте дальше: Междуречье в VII - IV тысячелетии до н.э.


Что такое Цивилизация?Запад и Восток. Общечеловеческое в Цивилизации.На пороге цивилизаций.Эпоха неолита. Зарождение земледелия и скотоводства.Колыбель цивилизаций - страны плодородного полумесяца.Междуречье в VII - IV тысячелетии до н.э.